12 августа 2019 (понедельник) — 1) выход из поста Экадаши с 5:10 — 9:31; 2) день ухода Гауридаса Пандита; 3) день ухода Шрилы Рупы Госвами

ГАУРИДАС ПАНДИТ

«Гауридас Пандит, образец самой возвышенной преданности в служении и в любви к Богу, обладал необычайной способностью получать и отдавать эту любовь. Гауридас Пандит считал Господа Чайтанью и Господа Нитьянанду повелителями своей жизни. Он пожертвовал всем ради служения Господу Нитьянанде» (Чайтанья-чаритамрита).

Перед тем, как принять санньясу, Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда посетили Гауридаса Пандита в Амбике Калне. Страшась предстоящей разлуки с Ними, Гауридас заплакал, умоляя Господа остаться у него. Тогда Махапрабху проявил большие, в рост человека Божества Гаура-Нитай, чтобы утешить Своего любящего слугу. «Гауридас, Мое мурти не отлично от Меня, сказал Господь Гауранга, – Мы навсегда останемся в Твоем доме, чтобы принимать твое служение».

Гауридас Пандит поклонялся Гаура-Нитаю множеством способов – нежно разговаривая с Ними, готовя для Них всевозможные блюда, обсуждая с Ними тексты из шастр, выполняя на протяжении всего дня их просьбы. Старый и немощный Гауридас беспрерывно служил своим повелителям – Шри Шри Гаура-Нитаю.

Он был очень беден, но ему всегда хотелось украсить Гаура-Нитая драгоценностями. Понимая это, Гаура-Нитьянанда чудесным образом украшали Себя Сами. Замечая Их необычайную красоту, Гауридас поражался: «Где Вы взяли все эти украшения?» Шри Шри Гаура-Нитай часто являл подобные игры в доме Своего чистого преданного – Шри Гауридаса Пандита.

Однажды Чайтанья дас, лучший ученик Гауридаса, организовал на берегу Ганги многолюдный фестиваль санкиртаны.

Очарованные звуками киртана, Божества Гауридаса спрыгнули с алтаря и присоединились к поющим и танцующим преданным. Обнаружив, что Божеств в храме нет, Гауридас схватил палку и бросился за Ними в погоню. Увидев приближающегося сердитого Гауридаса, Гаура-Нитай исчезли. В этот самый момент Гауридас заметил, что Гаура-Нитай вошли в сердце (хридайя) Чайтаньи даса. Гауридас обнял своего возлюбленного ученика, омыл его слезами и сказал: «Ты – самый удачливый. С этого дня тебя будут называть Хридайя Чайтанья, «тот, кто хранит Шри Чайтанью в своем сердце»».

С тех времен даршан Гаура-Нитая в храме Гауридаса Пандита бывает лишь короткими интервалами, как в храме Банке-Бихари во Вриндаване. Чтобы удержать Божества от побега с алтаря, пуджари открывают и тут же закрывают занавески во время даршана.

Совершая бхаджану в Дхира Самира Кундже во Вриндаване, Гауридас Пандит вошел в вечные игры пастушков Кришны-Баларамы. Во Врадже он был Субалой, двадаша-гопалой.


ШРИЛА РУПА ГОСВАМИ (1489-1564)
БИОГРАФИЯ

Шрила Рупа Госвами, один из Шести Госвами Вриндавана, преемников и близких учеников Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, явился в провинции Карнатака, что находится в Южной Индии. Он происходил из семьи брахманов бхарадваджа-готры, знатоков «Яджур-веды».

У отца Шри Рупы Госвами, Курмадева, было три сына: Амара, Сантоша и Валлабха, которые позже стали известны как Шри Санатана Госвами, Шри Рупа Госвами и Шри Анупама.

Рупа Госвами получил прекрасное образование. Он знал санскрит, арабский и персидский, а также многие местные языки. Ученость и благочестие Амары и Сантоши произвели глубокое впечатление на мусульманского правителя Бенгалии, который назначил одного брата своим главным советником, а другого — личным секретарем. В придачу к должностям братья получили новые имена — Сакар Маллик и Дабир Кхас. Он высоко ценил братьев за их блестящую ученость, компетентность в вопросах государственного управления и праведное поведение. Еще будучи на службе у Хуссейна Шаха, Рупа Госвами написал несколько произведений, в том числе книгу «Шри Хамсадута».

Встреча с Махапрабху

Рупа и его брат Санатана поддерживали переписку с Махапрабху, с нетерпением ожидая встречи с Ним. В 1514 году Шри Чайтанья, в сопровождении тысяч Своих последователей, воспевавших святые Имена Господа Хари и танцевавших в экстазе, посетил Рамакели, неподалеку от которого жили братья. Именно тогда, ночью, произошла первая, тайная встреча Рупы Госвами с Господом. Кроме Шри Рупы на ней присутствовали Санатана Госвами, Валлабха и сын Валлабхи, в будущем — Шрила Джива Госвами, которому в ту пору шел только второй год.

Встреча с Господом их сердца, Шри Чайтаньей Махапрабху, изменила жизнь братьев. После этой встречи братья твердо решили оставить государственную службу. Рупа Госвами и Анупама смогли сделать это сразу (предварительно совершив под руководством двух брахманов необходимые очистительные обряды). Рупа Госвами разделил все накопленные им колоссальные богатства на четыре части. Половину он раздал брахманам, четверть — родственникам, а оставшуюся четверть оставил на случай непредвиденных обстоятельств. Позже эта сумма пошла на освобождение его старшего брата Санатаны, заключенного навабом (мусульманским правителем) в тюрьму.

Рупа Госвами и Анупама отправились в Прайяг (Аллахабад), где во второй раз встретились с Махапрабху. Шри Чаитанья в течение десяти дней давал братьям наставления. Позднее, эти наставления послужили основой для главного труда Шрилы Рупы Госвами — «Шри Бхакти-расамритата-синдху».

Затем Рупа Госвами и Анупама сопровождали Махапрабху до Бенареса, откуда по Его просьбе они отправились во Вриндаван. Посетив Дхаму, братья решили вновь встретиться с Господом и поэтому пошли пешком в Джаганнатха Пури. В дороге Анупама покинул этот мир.

В Джаганнатха Пури

В Джаганнатха Пури Рупа Госвами увиделся со своим возлюбленным Господом — Шри Чайтаньей Махапрабху. Еще находясь в пути, Рупа Госвами начал писать выдающееся драматическое произведение, одна часть которого была посвящена лилам Шри Кришны во Вриндаване, а другая — Играм Господа в Двараке (эта часть появилась по просьбе Сатьябхамы, Супруги Кришны в Дварака-лиле, явившейся ему во сне). Придя в Пури, он показал свою пьесу Махапрабху. Господь сказал ему, что согласно науке расы, существует принципиальная разница между Играми Шри Кришны во Вриндаване и Его Играми в Двараке, и поэтому они должны составлять два отдельных произведения.

Рупа Госвами последовал этому наставлению Махапрабху. Позднее были закончены и изданы две пьесы: пьеса о Вриндавана-лиле Шри Кришны под названием «Видагдха-Мадхава» вышла в 1532 году, а пьеса о Дварака-лиле Господа, «Лалита-Мадхава», — в 1546 году.

Возвращение во Вриндаван

Рупа Госвами провел в Джаганнатха Пури в общей сложности десять месяцев. Все это время он близко общался с Махапрабху и слушал Его наставления. Затем Господь велел Рупе Госвами возвращаться во Вриндаван, чтобы открыть и восстановить забытые Святые Места Враджа-мандалы, построить величественные храмы и написать авторитетные богословские труды, представляющие науку чистого преданного служения такой, как ей учил Шри Чайтаньядев. Так Вриндаван стал Прабху-датта-дешей Шрилы Рупы Госвами.

Божество
Придя во Вриндаван, он сразу же установил Божество Вриндадеви. Вриндадеви почитается как царица Вриндавана, предложившая все свое царство лотосным стопам Шримати Радхарани. Сейчас это Божество находится в храме Мадана-Моханы, расположенном в лесу Камьяван (не путать с храмом Мадана-Моханы, который был основан Санатаной Госвами).

К тому времени во Вриндаване уже трудились несколько преданных, посланных Махапрабху. Но они испытывали множество затруднений и работа шла медленно. Рупе Госвами пришлось столкнуться с огромными трудностями — все нужно было начинать практически с нуля.

Как-то раз он сидел на берегу Ямуны, с горечью размышляя о трудностях, казавшимися непреодолимыми. Всем сердцем Рупа Госвами желал исполнить волю своего возлюбленного Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, и поэтому очень тяжело переживал неудачи. И вдруг перед ним предстал прекрасный юноша с голубым лицом. В Его черных вьющихся волосах было красивое павлинье перо…

Рупа Госвами рассказал этому юноше о своих переживаниях и обо всех своих трудностях. Тогда юноша указал ему на место, где было зарыто Божество Говиндадевы, установленное почти 4500 лет назад правнуком Господа Кришны, Ваджрой. После этого юноша, Который был Самим Говиндой, исчез.

Переломный момент

Вслед за чудесным явлением Господа в работе по восстановлению Вриндавана наступил переломный момент. Божество Говиндадевы с помощью местных жителей было извлечено из земли, очищено и установлено подобающим образом. Началось строительство величественного и прекрасного храма, а Божеству стали воздавать регулярное служение, которое совершалось со всем надлежащим великолепием. Рупа Госвами с радостью сообщил обо всем этом Махапрабху.

Строительство храма Радхи-Говинды, одного из семи основных храмов Вриндавана, было завершено в 1590 году, уже после ухода Шри Рупы. Он привлек к возведению храмов Вриндавана многих знатных и богатых людей. Могущественный царь Джайпура — махараджа Ман Сингх — пожертвовал огромное количество очень дорогого красного камня. Но в конце 17-го века, во время гонений Аурангзеба, храм Радхи-Говинды был наполовину разрушен: из семи его этажей сохранилось только три. В настоящее время Божество Говиндадевы находится в Джайпуре.

Шри Рупа Госвами установил Божества Радха-Говинды во Вриндаване. «Бхакти-ратнакар» цитирует одну песню Шриниваса Ачарьи, в которой описано великолепие возлюбленного Божества Шри Рупы Госвами, Говиндаджи: «Увидев несравненную красоту Шри Говинды, Шри Радхика обратилась к Своим сакхи: «Кто смог воплотить в скульптуре этот луноподобный лик и эти лотосные глаза? Только Мое сердце знает, что происходит, когда Я смотрю на Него. Кто сотворил Его серьги, столь искусно изготовленные из драгоценных камней? Мой ум сосредоточен на них. Его жемчужного цвета нос украшен золотым кольцом, напоминая Мне луноподобный белый цветок, окруженный молниями и улыбающий-ся из толщи темно-синих облаков.

Его лоб украшен тилакой из сандаловой пасты и прекрасными привлекательными рисунками. Его сияние проникает в Мое сердце. И все же Мое сердце стонет от боли, ибо не может взирать на Его прекрасное лицо до полного удовлетворения. Если бы Бог даровал Мне такую возможность, Я бы бесконечно долго наслаждалась Его сладким голосом. Его руки сильнее хобота слона. Мое юное тело принадлежит прикосновениям Его пальцев. Его грациозные движения великолепнее походки обезумевшего слона. Он – океан великолепия».

И в наши дни в Джайпуре, Раджастане, изначальное Божество Шри Рупы Госвами – Радха-Говиндаджи продолжает излучать Свое великолепие. Каждый день десять тысяч преданных приходят, чтобы принять участие в мангала-аротике. Копия Божества Говиндаджи находится в «новом» храме Говиндаджи, расположенном позади архитектурного памятника, который некогда служил храмом Радха-Говинды во Вриндаване.

Предание о Радхе и сладком рисе

В «Бхакти-ратнакаре» рассказывается, как однажды Рупа Госвами захотел приготовить для Санатаны Госвами сладкий рис, но у него в кутире не было необходимых продуктов. Тогда Радха в облике юной девушки-пастушки гопи принесла Рупе Госвами молоко, рис и сахар — все ингредиенты, необходимые для приготовления сладкого риса. Девушка сказала, что хотела помочь святому санньяси, сделав это пожертвование. Рупа Госвами с благодарностью принял её подношение, после чего девушка удалилась. Рупа Госвами немедля приготовил сладкий рис и предложил его своему божеству Говиндадеве. Вскоре к нему в гости пришёл Санатана Госвами. Отведав приготовленного Рупой Госвами сладкого риса, он почувствовал необычное чувство радости и восторга. Рупа Госвами рассказал ему, что все необходимые ингредиенты для приготовления прасада принесла какая-то незнакомая девушка-пастушка. Когда Санатана Госвами услышал об этом, из его глаз потекли слёзы и он начал сетовать, что так как эта девушка была самой Радхой, то приняв от неё служение, они оба погубили себя. Поскольку Шримати Радхарани являлась объектом их преданности, а они – Ее верными слугами, подобающие отношения между ними в расе «слуги и господина» были нарушены. Поэтому эта история закончилась просьбой Санатаны к Рупе никогда впредь не принимать таких даров. Это один из примеров, подтверждающих неизмеримо высокое положение Рупы и Санатаны Госвами как вечных слуг Шримати Радахрани.

Книги

Заботы по восстановлению святых мест, возведению храма и духовному руководству многочисленной общиной преданных не отвлекали Рупу Госвами от составления книг. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» упоминается, что его литературное наследие включает более 100 000 стихов (как рифмованных, так и в ритмической прозе). Самой главной книгой Шрилы Рупы Госвами является, безусловно, его «Бхакти-расамрита-синдху». В этом изумительном, не имеющем себе равных в мировой духовной литературе труде, подробнейшим образом раскрывается концепция расы в форме систематической науки. В тончайших деталях Рупа Госвами описывает взаимоотношения преданных душ со Всевышним, обосновывая свои заключения ссылками на священные писания. За это вайшнавы присвоили Шриле Рупе Госвами почетный титул Расачарья.

Шрила Рупа Госвами написал много книг, посвященных науке бхакти, к числу которых относятся: «Шри Упадешамрита», «Шри бхакти-расамрита-синдху», «Шри Става-мала», «Шри Хамсадута» и другие.

Шрила Рупа Госвами покинул этот мир в 1564 году. Его самадхи находится в храме Радхи-Дамодары во Вриндаване.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *