О нас

Международное Общество сознания Кришны

Вайшнавы, или, как чаще их называют, кришнаиты — одно из наиболее «экзотических» духовных явлений в наши дни. За экзотикой, однако, стоит определенная традиция и культура. 

В большинстве публикаций об Обществе сознания Кришны (ОСК) используется название «кришнаиты», однако конфессиональное определение последователей Общества сознания Кришны — вайшнавы, а более точно — гаудия-вайшнавы, то есть бенгальские вайшнавы (Гауда — историческое название области в Индии, в которой располагалась Бенгалия, и где родился основоположник современного вероучения гаудия-вайшнавов Шри Чайтанья, 1486-1534). Вайшнав означает «поклоняющийся Вишну» (Кришне).

Международное общество сознания Кришны (МОСК) было учреждено индийским религиозным деятелем вайшнавским санньяси Абхаем Чаранаравиндой Бхактиведантой Свами (1896-1977) в 1966 году в Нью-Йорке. В дальнейшем А.Ч. Бхактиведанта Свами обрел широкую известность под именем Свами Прабхупада или просто Прабхупада.

Название Международного общества сознания Кришны происходит от вольного перевода термина кришна-бхакти. Известность получила аббревиатура ИСККОН (англ. — ISKCON), то есть International Society for Krishna Consciousness. Также часто используется название «движение Харе Кришна«, в которое включено основное молитвенное обращение гаудия-вайшнавов: Харе Кришна.

Среди основных течений индуизма вайшнавизм (вишнуизм, кришнаизм) — самый многочисленный: более 700 млн. последователей. Общество сознания Кришны, несмотря на свою сравнительную новизну, соответствует общепринятым критериям и оценивается в Индии в качестве одной из ортодоксальных индуистских организаций.

Вероучение

Из всех индуистских религиозных течений наиболее близко к монотеистической авраамической традиции (иудаизму, христианству и исламу) вайшнавское бхакти, к которому, в частности, относится и Общество сознания Кришны. Последователи ОСК основное внимание уделяют тем Писаниям, в которых подчеркивается монотеизм и путь любви к Богу (бхакти), а именно — Бхагавадгите и Шримад Бхагаватам.

В соответствии с учением бенгальского вайшнавизма, Бог является Высшей Абсолютной Истиной, причем Богом-личностью, поскольку в Нем наиболее полно проявлены все Его качества. Бхагаван, личностный Бог, предстает в бесконечном многообразии форм и воплощений, которые представляют собой различные аспекты Его личности. Различные образы и проявления Господа носят различные имена, главными из которых для вайшнавов являются Кришна («Всепривлекающий») и Вишну («Вездесущий»). В отличие от некоторых других школ вайшнавизма, в бенгальском вайшнавизме Кришна считается главным и изначальным проявлением Бога.

Материальный мир мыслится как искаженное отражение изначального вечного духовного мира.

Индивидуальные души, будучи вечными частицами Бога, по своим качествам подобны Ему. Все они созданы для того, чтобы служить Богу. Служение должно быть основано на свободе и любви, а не быть подневольным, поэтому все души наделены свободой воли. Отворачиваясь от Бога, вечная душа попадает в рабство мира, которое проявляется прежде всего в том, что она получает материальное тело, обрекающее ее на рождение, болезни, старость и смерть.

Вайшнавы, опираясь на Веды, считают, что души в материальной Вселенной эволюционируют, последовательно воплощаясь в более развитых телах. Кульминацией «эволюции» души считается ее воплощение в теле человека. Выбор служения Богу постепенно приводит душу к освобождению из пут материального мира и возвращению в свое естественное состояние в духовном мире. Единственным средством достижения перманентного освобождения является бхакти — любовное служение Богу.

Наилучшим методом достижения духовного совершенства в нынешнюю «эпоху ссор и лицемерия» (Кали-югу) считается санкиртана, или совместное воспевание имен Кришны в виде махамантры: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Лучшей деятельностью считается та, которая выполняется непосредственно в сознании Кришны, то есть рассматриваемая как бескорыстное исполнение своих профессиональных, гражданских и прочих обязанностей во имя Бога.

На основе этих богословских концепций построена и этика бенгальских вайшнавов. Праведными качествами считаются те, которые способствуют приближению души к Богу (правдивость, милосердие, самообладание, внутренняя и внешняя чистота, воздержание от насилия, всепрощение, чувство долга), а греховными — те, которые отдаляют душу от Бога и погружают в круговорот материальной жизни (лживость, стяжательство, гордыня, грубость, похоть, невежество, причинение вреда другим, уклонение от выполнения долга). Предполагается, что вайшнав, сознающий свою духовную природу вечной частицы Бога, видит ту же природу и в других; таким образом, его любовь к Богу распространяется и на всех окружающих. Отличительной чертой  бхакти считается утверждение превосходства самоотверженной любви и служения над достижением личного спасения.

Отсюда, видимо, проистекает и неоднократно проявившая себя готовность последователей Общества сознания Кришны приходить на помощь нищим и обездоленным, в первую очередь в местах стихийных бедствий и военных конфликтов. Корни такого милосердия восходят к Бхагавад-гите (17.13), в которой религиозные действа, не сопровождающиеся раздачей пищи, объявляются невежественными, не приносящими блага. Соответственно, Свами Прабхупада придавал большое значение благотворительности, указав своим последователям, что вокруг храмов Общества сознания Кришны не должно быть голодных.

Смотрите также: Кто такой Шрила Прабхупада?,

«Поразительная Бхагавад-гита», О Маяпуре

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *