Бхактивинода Тхакур — Седьмой Госвами

намо бхактивинодая сач-чид-ананда-намине
гаура-шакти-сварупая рупануга-варая те

«Я в глубоком почтении склоняюсь перед Саччитанандой Бхактивинодой, олицетворением трансцендентной энергии Чайтаньи Махапрабху. Он неуклонно следует по пути, который указали Госвами, во главе со Шрилой Рупой.»

Шрила Бхактивинода Тхакур, прежне известный как Кедаранатх Датта, родился в 1838 году в Бирнагаре, Западная Бенгалия. Когда он рос, он предпочитал вместо игр на улице сидеть и общаться с охранниками и солдатами, слушая как они пересказывают игры Господа Кришны и Господа Рамы. С самого раннего возраста Тхакур Бхактивинода привлекался играми Господа. Каждый раз, когда он слышал о фестивале или пудже, Кедаранатх изо всех сил старался прийти туда и принять участие. Когда ему было 10 лет, два вопроса всегда мучили его любознательную натуру: «Как устроен этот мир?» и «Кто мы?». Он пронес эти вопросы через всю свою жизнь.

В течение жизни Кедаранатх Датта занимал различные должности и наконец в 1866 году он стал мировым судьей. Он с легкостью исполнял обязанности судьи, в то же время поддерживая семью в сознании Кришны, изучал и написал много книг.

«Итак, Бхактивинода Тхакур – идеальный гуру. Он не был санньяси. Он был грихастхой, домохозяином, жил с семьей, женой, детьми. Но так или иначе, он был гуру… Несмотря на обязанности в суде и семье, несмотря на все это, он был ачарьей»
Шрила Прабхупада, лекция на день явления Бхактивиноды Тхакура, 3 сентября 1971 г., Лондон

Хотя прошло всего всего пара веков со времени ухода Господа Чайтаньи, Его учение было практически утрачено. У Бхактивиноды заняло восемь непрерывных лет усилий, чтобы получить в руки копию «Шри Чайтанья Чаритамриты». Когда он получил ее и «Шримад Бхагаватам», Бхактивинода почуствовал, что его поиск ответов завершен. Он снова и снова постоянно читал биографию Господа Чайтаньи. В своей автобиографии Бхактивинода Тхакур писал: «В это время родилось мое уважение и благоговение перед Шри Чайтаньядевой. Семя веры в Вайшнава-дхарму в моем сердце проросло. Теперь мне нравится изучать шастры, общаясь с Кришной днем и ночью».

С 1874 по 1893 годы Тхакур Бхактивинода следовал строгому расписанию, позволявшему ему совмещать все его обязанности с изучением и написанием книг.

20:00 – 22:00 – Отдых

22:00 – 04:00 – Написание книг

04:00 – 04:30 – Отдых

04:30 – 07:00 – Джапа

07:00 – 07:30 – Работа с почтой

07:30 – 09:30 – Изучение шастр

09:30 – 10:00 – Омовение, простой прасад

10:00 – 13:00 – Работа в суде

13:00 – 14:00 – Отдых дома

14:00 – 17:00 – Работа в суде

17:00 – 19:00 – Перевод санскритских книг на бенгали

19:00 – 20:00 – Омовение, простой прасад

Тхакур Бхактивинода отдыхал в сумме три часа, на изучение шастр и джапу у него уходило примерно четыре с половиной часа, на написание книг – восемь с половиной часов, и его служение в суде занимало около шести часов. Он очень строго следовал этому расписанию.

В эти годы Шрила Бхактивинода Тхакур написал около сотни книг и песен, таких как «Шри Кришна-самхита», «Джайва Дхарма», «Шри Чайтанья-шикшамрита», «Вайшнава-сиддханта-мала», «Према-прадипа», «Манах-шикша», «Шаранагати», «Гитамала», «Гитавали» и другие, открыл множество центров. Он также победил много нарушителей спокойствия того времени, таких как:

— мистик Бишакишена, объявивший себя Богом
— Чарана дас Бабаджи, печатавшего поддельные книги и проповедовавшего философию, идущую вразрез с учением Господа Чайтаньи
— царь Пури, использовавший деньги Господа Джаганнатхи для своего наслаждения
— Банкима Чандра, написавшего книгу, в которой утверждалось, что Кришна был обычным человеком

Бхактивинода Тхакура был нетерпим по отношению к кому-либо или чему-либо, что не соответствовало учению Шри Чайтаньядевы. В это время Бхактивинода также принял вайшнавскую инициацию в вайшнавской линии, идущей от Шри Джахнавы Деви – жены Господа Нитьянанды.

В 1887 году Бхактивинода Тхакур хотел уйти с государственной службы и уехать жить во Вриндаван, чтобы совершать бхаджан, медитируя на берегу реки Ямуны до конца своих дней. Однако одной ночью ему во сне явился Господь Чайтанья и сказал: «Ты несомненно попадешь во Вриндаван, однако есть еще одно служение в Навадвипе, которое Я хочу чтобы ты сделал».

Сказав это, Господь исчез, и Бхактивинода проснулся. Вскоре ему пришло приглашение на государственную должность в Кришнанагаре, который находится недалеко от Навадвипы. Бхактивинода Тхакур до этого очень сильно пытался получить перевод в святую дхаму Господа Чайтаньи. И наконец, после столько лет усилий и попыток уйти с государственной службы, в 1887 году Бхактивинода получил долгожданный обмен: он получил должность заместителя судьи в Кришнанагаре вместо Бабу Радха Мадхавы Васу, который перешел на его место. Наконец, он мог выполнить миссию, которую дал ему Господь.

Будучи в Кришнанагаре, Бхактивинода Тхакур регулярно посещал современную Навадвипу в поисках Джанмастана, или места рождения Господа Чайтаньи Махапрабху. Одним субботним вечером, он сидел на крыше дома Рани Дхармашалы в Навадвипе со своим третьим сыном, Камал Прасадом, и другом-служащим. Было уже поздно, около 10 вечера, и очень темно, небо было закрыто тучами. Бхактивинода так пишет об этом событии: «Через Гангу к северу я увидел огромный дворец, залитый светом. Когда я спросил Камала [об этом], то он тоже подтвердил, что видит дворец. Когда я спросил клерка, он сказал, что ничего не видит. Я был крайне поражен. Утром я более внимательно посмотрел туда с крыши дома Рани и увидел на том месте высокую пальму».

Он стал выяснять, что это за место, и узнал, что оно расположено недалеко от руин старой крепости и большого пруда царя Баллала Сены, в честь которого этот город получил имя Баллалдигхи. Кроме пруда там больше не было ничего примечательного. В следующую субботу Тхакур отправился в Баллалдигхи, где ночью его глазам снова предстало необычное видение. Весь следующий день Тхакур ходил по окрестностям и беседовал с местными старожилами. Они уверяли его, что Шри Чайтанья Махапрабху родился именно здесь. Точное место явления Господа, по их словам, находилось на большом холме, поросшем деревцами туласи.

Чтобы убедиться в правильности своих предположений, Бхактивинода Тхакур изучил древние рукописи «Чайтанья-бхагаваты», «Бхакти-ратнакары», «Навадвипа-парикрама-паддхати», а также старинные карты. На одной из карт второй половины восемнадцатого века Тхакур обнаружил название «Шри Майяпур» на том самом месте, которое позднее стали называть Баллалдигхи. Наконец, в «Бхакти-ратнакаре» он нашел стих, который окончательно рассеял его сомнения:

навадвипа мадхье майяпура номе стхан
ятхайя джанмилен гаурачандра бхагаван

«В центре Навадвипы есть место, называемое Майяпуром. Там родился Верховный Господь Гаурачандра».

Чтобы быть уверенным, Бхактивинода Тхакур попросил Шрилу Джаганнатху Даса Бабаджи, который был главой Гаудия Вайшнавов, чтобы тот посмотрел своими глазами. Бабаджи Махарадж, которому к тому времени было уже 112 лет, был так слаб, что его пришлось нести в корзине. Когда Бхактивинода принес его на предполагаемое место рождения Господа Чайтаньи, Бабаджи Махарадж вдруг буквально подпрыгнул в воздух в экстазе и закричал «эй то нимай-джанма-бхуми!», что означает «это настоящее место рождения Господа Нимая!» Это стало окончательным подтверждением и рассеяло все сомнения по поводу истинного места рождения Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Так место явления Шри Чайтаньи Махапрабху было подтверждено как с исторической, так и с духовной точки зрения. Это монументальное открытие было сделано в начале 1888 и стало знаковым событием в истории Гаудия-вайшнавизма. После этого, Бхактивинода Тхакур продолжил обширные исследования и заново открыл места других игр Господа, которые он описал в книге «Шри Навадвипа Дхама Махатмья», изданной в 1890 году.

В августе 1891 года, Бхактивинода получил двухлетний отпуск от государственной службы. Он поселился в Годрумадвипе в месте под названием Сварупаганга. Оттуда из Сурабхи-кунжи он начал движение «Нама-хатты» или рынка Святого Имени. Тхакур Бхактивинода основал более пятиста Нама-хатт. Он написал эссе под названием «Шри Годрума Калпатави». В нем он описывает структуру Нама-хатты. Он смиренно называет себя дворником рынка Святого Имени. Эссе было направлено тем лидерам и членам движения санкиртаны, которые старались вести сбалансированную жизнь в сознании Кришны, поддерживая семью и карьеру.

Слава этой великой личности бесконечна, как и его достижения. Слова не могут описать его славы. Хотя Бхактивинода Тхакур особенно известен за то, что он заново открыл место явления Господа Чайтаньи, на самом деле он заново открыл само движение Господа Чайтаньи, практически утраченное к тому времени из-за культурного и религиозного фанатизма британских властей и надуманных философий различных сект, которые только дискредитировали и противоречили оригинальному учению Верховного Господа.

«В этот день удачливые люди из Англии, Франции, России, Германии и Америки поднимут плакаты, мриданги и караталы и будут петь киртан на улицах своих городов. Когда же этот день настанет? В этот день светлокожие люди будут петь «Джая Шачинандана, джая Шачинандана ки джай» и присоединятся к бенгальским преданным. Когда же настанет этот день? В этот день они будут говорить: «Наши дорогие браться, мы приняли прибежище у океана любви Господа Чайтаньи. Обнимите же нас». Когда же этот день придет? Этот день станет свидетелем священного экстаза Вайшнава-дхармы как единственной дхармы, и все секты и религии вольются в океан Вайшнава-дхармы. Когда же настанет этот день?»

Также, Бхактивинода Тхакур дал еще одно удивительное предсказание, которое можно отнести к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, а также, несомненно, к Шриле Прабхупаде: «Скоро придет личность, которая будет проповедовать учение Господа Чайтаньи и путешествовать по всему миру с Его посланием».

Шри Маяпур Дхам ки джай! Шрила Бхактивинода Тхакур ки джай! Шрила Прабхупада ки джай!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *