Бхишма Панчака


Последние 5 дней карттики — особо могущественные. Они традиционно называются Бхишма-панчака или Вишну-панчака. В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что в Бхишма-панчаку ради удовлетворения Господа человеку по возможности следует соблюдать пост на определенные виды пищи. Хотя этот пост не является обязательным, Кришна доволен тем, кто соблюдает эту аскезу как способу удовлетворить Его. «Падма-пурана» говорит о том, что благодаря такой аскезе можно удовлетворить Господа и совершить духовный прогресс.  Если вы не соблюдали пост в чатурмасью, то, соблюдя пост в Бхишма-панчаку, вы получите все благо от соблюдения поста чатурмасьи. Необходимо следовать обету брахмачарьи во время Бхишма-панчаки. Также рекомендуется в эти дни читать больше святых имен. 

В этом году Бхишма-панчака продолжается с 8 по 12 ноября. Пост прерывается 12 ноября (последний день карттики и чатурмасьи – пурнима) на восходе луны – с 17.38, и до 19 .06 (в Маяпуре это время — начало следующего месяца).  

Есть три уровня строгого соблюдения этого поста. 
1) Первый уровень (самый высокий) – на панча-гавье (в каждый из 5 дней принимать только один из 5 продуктов, которые получают от коровы). 
1 день – навоз, 2 день – моча, 3 день – гхи, 4 день – йогурт, 5 день – молоко. В этот день прервать пост панча-гавьей и сладким рисом. 
Но обычно этот пост длится только 4 дня, поэтому ниже приведены правила соблюдения этого поста на протяжении 4 дней. 

Первый день – Уттхана-экадаши. До восхода солнца съешьте немного коровьего навоза (го-майя), Это должен быть навоз от молодой нерожавшей телочки, не касавшийся земли. Затем держите нирджала-экадаши.
Второй день – двадаши. После восхода солнца прервать пост водой с листиком туласи во время прерывания экадаши (время прерывания см. в вайшнавском календаре). Затем выпейте коровью мочу (го-мутра) от молодой нерожавшей телочки, не касавшуюся земли. В течение дня пейте воды столько, сколько нужно. После заката съешьте экадашный прасад.
Третий день – трайодаши. После восхода солнца и до 7.30 утра съешьте гхи. Затем после 12.00 съешьте коровий йогурт (дадхи) (сколько хотите). В течение дня пейте воды столько, сколько нужно. После заката съешьте экадашный прасад.
Четвертый день – чатурдаши. После восхода солнца выпейте коровьего молока (кшира) (сколько хотите). После заката съешьте экадашный прасад.
Пятый день — пурнима. В этот день нужно прервать пост. 
Прерывание поста (см. раздел VIII 4. «Прерывание враты»). Раздайте пожертвования брахманам, накормите их сладким рисом. Съешьте панча-гавью. Это смесь всех продуктов коровы: навоза, мочи, гхи, йогурта и молока. После этого съешьте сладкий рис и примите зерновой пир.
Если вы не можете следовать этому посту, можно принять второй уровень поста.
В Маяпуре преданные вместе с ЕС Джаяпатакой Свами каждый год соблюдают именно этот пост. 

2) Второй уровень –  на кореньях, фруктах, орехах. (Все отварное или сырое, нежареное, можно с каменной солью (не морская и не черная), без какого бы то ни было масла или гхи). Обычный набор «корешков» и «вершков» в этот пост следующий:
вареный картофель (обычный и сладкий), сакалу (сладкая сырая картошка, вкусом напоминает репу), арахис (вареный), изюм с фисташками, апельсины (сладкие), яблоки, груши, финики, манго, бананы. Из специй –  корень имбиря и куркумы (не порошок, т.к. в нем рисовая мука). Такой пост в Маяпуре скорее напоминает пир, не правда ли? :))  (Морковь или свекла, хотя это тоже «корешки», не рекомендуются. Нельзя употреблять и то, в чем много косточек (огурцы, гранаты, папайу, арбузы, дыни, гуаву). 
Подавая пример того, как следовать этому посту, ЕС Джаяпатака Свами в качестве Бхишма-панчака враты пил лишь фруктовые соки. Если вы не можете следовать этому посту, примите третий уровень поста. 

3) Третий уровень – на хавишье (разновидность кичри: атар рис и мунг дал (любой).
(Соль только каменная (не морская и не черная) без специй, без масла какого бы то ни было вида, но можно  после окончания готовки добавить гхи). По желанию в нее можно также добавить молоко со сливками, зрелые бананы, кала-шак, пшеницу, джекфрут, манго, лабали, коренья (кроме кеа), пиппали, харитаки, нагаранга. Хавишья должна быть приготовлена за один раз, мунг-дал и рис кладут вместе. Когда вы снимаете хавишью с огня, готовка считается законченной. Больше ее доваривать нельзя. Незамужние гопи принимали хавишью, когда молились богине Катьяяни.

Выберите тот уровень поста из трех, который более удобен для вас. Этот пост не должен мешать вашей садхане и обычному преданному  служению. Время приема прасада и количество – обычные для вас. 
Источники: «Падма-пурана», Брахма-кханда, гл. 23; «Сканда-пурана», Вишну-кханда, Карттика махатмья. гл. 32; Гаруда-пурана, Пурва-кханда, гл. 123 

Посты Бхишма-панчака-враты, карттика-враты и чатурмасьи прерываются одновременно (см. раздел VIII 4. «Прерывание враты»). 

В дни Бхишма-панчаки нужно также каждый день принимать омовение в Ганге (матери Бхашмадевы) или другой святой реке и затем поклоняться в ней махаджану Бхишмадеве следующими образом. (Если вы не живете возле Ганги или другой святой реки, то можно просто повторять «Ганга», «Ганга», когда вы принимаете омовение, и проделывать это поклонение в уме).

Вода зачерпывается в сложенные ладони, предлагается ниже приведенной мантрой и затем выливается в Гангу через правую сторону (между большим и указательным пальцами правой руки) все также сложенных ладоней. Ганга передает деду Бхишме это подношение воды. Предложение делается 3 раза. 

Тарпана 
ом вайягхра падья готрая / самкрити праварая ча
апутрая дадамьетат / шалилам бхишмавармане 


Далее вода зачерпывается в сложенные ладони, предлагается ниже приведенной мантрой и затем выливается в Гангу с кончиков пальцев все также сложенных ладоней. Предложение делается 3 раза.

Аргхья 
васунамаватарая / шантаноратмаджая ча
аргхьям дадами бхишмая / аджанма брахмачарине 


Затем со сложенными ладонями, произносим следующую пранаму Бхишмадеве:

ом бхишмах шантанаво бирах / сатьявади джитендриях
абхирадбхиравапнату / путрапаутрочитам криям 


В соответствии с «Гаруда-пураной» во время этой враты также предписано совершать различные виды поклонения Господу, которые перечислены ниже. Вот те подношения, которые рекомендуется предлагать Господу во время Бхишма-панчаки. 

1) В первый день следует предлагать падму (лотос) стопам Господа.
2) На второй день следует предлагать листья билвы бедрам Господа. (Поскольку дерево билва (бел) родилось из сердца Лакшми, оно очень дорого Господу Вишну, поэтому оно также очень дорого и Господу Шиве. Каждый лист состоит из 3 вытянутых частей и такое их соединение напоминает по форме тризубец Г. Шивы; Без этих листьев поклонение Шиве считается неполным).
3) На третий день следует предлагать гандху (благовония – нечетное количество) пупу Господа.
4) На четвертый день следует предлагать цветок джава плечам Господа.
5) На пятый день следует предлагать цветы малати голове Господа. 
Если у вас нет всех этих цветов и листьв, то можно предлагать их Господу в уме. А если вы никогда не видели джавы, малати, лотоса и даже билвы, то можете заменить их вашими любимыми цветами (а билву – туласи) и с любовью предлагать Господу, но уже наяву :)) Привлеките милостивое внимание Господа, произнося следующее: «Мой дорогой Господь, пожалуйста, прими мою любовь с этим цветком (благовонием)». Помолитесь о чем-то сокровенном.  Главное делать это с любовью. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *