22 декабря — день ухода Девананды Пандита

Девананда Пандит жил в Навадвипа-дхаме, в районе, известном под названием Кулия, или Коладвипа. Через него Шри Чайтанья Махапрабху явил миру славу «Шримад-Бхагаватам». Девананда Пандит получил широкую известность благодаря компетентному анализу «Шримад-Бхагаватам». Многие люди приходили изучать «Шримад-Бхагаватам» под его руководством.

Девананда Пандит был великим наставником «Бхагаватам». Он давал классы по «Бхагаватам», но представлял «Бхагаватам» в свете учения Шанкарачарьи. Это приводило Махапрабху в ярость. Господь говорил, что под видом нектара «Бхагаватам» Девананда Пандит раздает яд. Однажды Он хотел прийти к нему и разорвать книгу, по которой тот давал лекции, но Его спутники, Шривас Тхакур и другие, остановили Его.

Шривас Тхакур однажды пришел на лекцию Девананды Пандита и, услышав шлоки «Бхагаватам», несмотря на объяснения Девананды Пандита, стал испытывать божественный экстаз. Увидев признаки экстаза — дрожь тела, слезы и другие, — Девананда Пандит принял их за пустые сентименты и велел ученикам выдворить Шриваса Тхакура.

Так Девананда Пандит совершил серьезные оскорбления. Но Господь и его преданные пролили на этого учёного милость…

Через некоторое время Чайтанья Махапрабху принял санньясу и ушел в Джаганнатха Пури, и тогда Девананда вспомнил наставления Господа. Он начал думать: «К моему дому пришла такая великая личность, а я с ней не встретился! И я не смог понять славу такой великой и возвышенной личности, как Чайтанья Махапрабху, которого переполняла Кришна-према?»

Однажды в Кулии, нынешней Коладвипе, Шри Вакрешвара Пандит пошел в гости домой к одному преданному. В тот вечер Вакрешвара Пандит был погружен в киртан и танцы. Услышав эту новость, отовсюду собрались люди, чтобы поучаствовать в киртане. С наступлением ночи стало приходить все больше и больше преданных. Узнав об этом, Девананда Пандит начал терять спокойствие и тоже побежал туда, откуда доносился киртан. Вид могучей фигуры Вакрешвары Пандита и сладость его голоса повергла Девананду Пандита в изумление. Он застыл как вкопанный и простоял так несколько часов. А ночь все не кончалась, и толпа росла, становясь все более шумной, потому что каждый жаждал увидеть, как танцует Вакрешвара Пандит. В это время Девананда Пандит, с тростью в руке, сдерживал и успокаивал толпу.

Когда переполненный экстазом Вакрешвара Пандит рухнул после долгого самозабвенного танца на землю, Девананда Пандит бережно его поднял и положил себе на колени, вытирая своим шарфом пыль со святого тела Вакрешвары Пандита. Так именно в этот момент начал Девананда Пандит свою бхакти-севу, служение преданным.

Как-то раз, спустя пять лет после принятия санньясы, Шри Чайтанья Махапрабху вернулся из Джаганнатха Пури в Набадвипа-дхаму. По его возвращении преданные почувствовали, как к ним возвращается жизнь. Их радость не знала границ. Тысячи людей собрались, чтобы увидеть лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху. Всяк оскорбивший раньше лотосные стопы Господа, когда он являл свои лилы в Навадвипе, жаждал прощения. Все пришли умолять Господа о прощении за все оскорбления, какие только они могли совершить.

Тогда в том месте, которое известно сейчас под названием «Апарадха-бханджанам», или «место помилования» (где находится сейчас храм Шрилы Шридхары Махараджа), Шри Чайтанья Махапрабху даровал прощение всем собравшимся и наставил их в науке преданности.

В это время у Девананды Прабху и был даршан лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху. Почтительно склонившись на расстоянии перед лотосными стопами Шри Чайтаньи, Девананда смутился и, отпрянув от Господа, отошел в сторону. Тогда Господь увидел его и сказал: «Ты слуга моего дорогого преданного Вакрешвары Пандита, и Мне было очень приятно, что ты служил ему. Благодаря такому служению ты стал близок Мне. Вакрешвара наделен Кришна-шакти. Служа моему дорогому преданному Вакрешваре Пандиту, ты добился милости Кришны».

От этих слов Шри Чайтаньи Махапрабху Девананда переполнился чувствами бхакти. Запинаясь от божественных переживаний, он сказал: «О мой Господь, о Верховный Владыка! Ты явился в Навадвипе, просто чтобы освободить всех падших душ. Я грешник. Я совершил огромные грехи против божественного. Я не поклонялся твоим лотосным стопам и поэтому лишил себя твоей беспричинной милости. О Господь всего мироздания, Сверхдуша всего сущего! Твоя милость непревзойденна. По твоей беспричинной милости у меня был сегодня даршан твоих святых стоп. О Самый Милосердный, будь, пожалуйста, добр ко мне и научи меня, в чем цель жизни. И объясни мне также, в чем смысл «Шримад-Бхагаватам».

После такой смиренной просьбы Девананды Пандита Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «О брахман, послушай внимательно. Всегда восхваляй «Шримад-Бхагаватам» и никогда не позволяй своим устам давать «Шримад-Бхагаватам» иного толкования, кроме бхакти. В начале, середине и в конце смысл его таков: неизменная преданность Кришне всегда совершенна, безупречна и непогрешима. Это высочайшая цель жизни. Верховный Господь является в бесчисленных аватарах, начиная с Курмы. Его явление и исчезновение трансцендентны. Точно так же и «Шримад-Бхагаватам» — нематериальное творение: его явление и исчезновение трансцендентны.

Вьяса написал «Шримад-Бхагаватам», будучи в трансе бхакти-йоги. По милости Кришны «Шримад-Бхагаватам» прошел сквозь него и появился у Вьясы на языке. Если не понимать, что «Шримад-Бхагаватам» — это духовная истина, находящаяся на одном уровне с самим Богом, то никогда не понять его смысл. Таков вердикт всех богооткровенных писаний. Кто понимает «Шримад-Бхагаватам» таким образом, у того есть настоящие знания. Изучая «Шримад-Бхагаватам» с помощью материальных знаний, человек его никогда не поймет. Тем не менее, если человек необразован, но принимает убежище у «Шримад-Бхагаватам», он будет просвещен его смыслом. «Шримад-Бхагаватам» полон божественной любви, премы. Он — продолжение самого Кришны и раскрывает Его сокровенные божественные любовные игры. О брахман! Когда-то ты оскорбил лотосные стопы Шривасы Пандита. Ты должен пойти к нему и молить о прощении у его лотосных стоп. Между книгой «Бхагавата» и Бхактой Бхагаватой нет различий. Обретя милость Бхакты Бхагаваты, ты легко добьешься милости книги «Бхагавата».

После этих слов Шри Чайтаньи Махапрабху Девананда Пандит немедленно отправился к Шривасе Тхакуру молить о прощении за нанесенные ему оскорбления.

Все преданные ликовали, потому что в Набадвипа-дхаму вернулся Махапрабху, и звук святого имени Хари висел в воздухе повсюду. С этого дня Девананду Пандита приняли в число последователей Махапрабху как великого преданного. День ухода Девананды Пандита выпадает на экадаши убывающей Луны пауши месяца, соответствующего декабрю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *