Дхарма Бхагавад Гиты

Хридаянанда дас Госвами

1 июля, 1999 года — Бхагавад Гита, Хридаянанда дас Госвами, Том 33, часть 4, статья из жунала «Back to Godhead»

Господь Кришна меняет мнение Арджуны о религии и долге одновременно с нашим мнением.

Распространенное английское понимание санскритского слова «дхарма» объединяет в себе «йогу» и «карму». Дхарма, как правило, означает «религию» и «долг». Но эти значения не точны. В Гите, Господь Кришна раскрывает значение дхармы намного глубже, проливая свет на её важность для личного духовного роста.

В жизни все мы неизбежно встречаемся с нравственными конфликтами, хоть и не в той степени, что Арджуна. И, как мы видим, Гита помогает принимать разумные решения,  показывая насколько обычная набожность проигрывает, не давая вечного удовлетворения в служении Богу.

ДХАРМА — первое слово Бхагавад Гиты. Это великое писание начинается с обращения старого царя Дхритараштры к своему секретарю Санджае о том, что происходит на «поле дхармы» (дхарма-кшетра). Дхритараштра, зная о демоничности своих сыновей, волновался о благоприятном духовном влиянии поля дхармы на благочестивых Пандавов. И, как повествует первая глава Гиты, Арджуна тоже попадает под влияние дхармы. Он боится, что итогом его с Кришной участия в войне станут нарушение дхармы и вечные страдания в аду.

Прикрываясь дхармой, Арджуна оспаривает факт ненасилия, говоря, что нападение на и убийство стольких мужчин, большинство из которых уже отцы и мужья, подорвёт спокойствие важных семей и общин, за которые они ответственны. Семьи сами по себе — это источник мира и добродетели общества. Довод Арджуны буквально переведён и звучит так:

Истребление рода приводит к разрушению извечных семейных традиций, а члены семьи, оставшиеся в живых, забывают законы религии. Когда в роду воцаряется безбожие, о Кришна, женщины в нем развращаются, а развращение женщин, о потомок Вришни, приводит к появлению на свет нежеланного потомства. Рост числа нежеланных детей неизбежно приводит к тому, что члены семьи и люди, разрушающие семейные традиции, попадают в ад. С вырождением рода, праотцов ждет падение, ибо потомки перестают подносить им пищу и воду. Прегрешения тех, кто разрушает семейные традиции и способствует появлению нежеланных детей, останавливают деятельность на благо семьи и общества в целом. О Кришна, хранитель рода человеческого, от наставников, принадлежащих к цепи духовных учителей, я слышал, что те, чьи семейные традиции разрушены, навеки поселяются в аду.

Бхагавад Гита 1.39-43

Арджуна озвучивает похожие темы из многих Ведических источников, подтверждающие, что дхарма защищает будучи защищенной, но ранит будучи уязвлённой. Арджуне придётся убивать царей во время сражения, большинство из которых защищают основные законы дхармы согласно этике, социальному устою и традиционным мирским религиозным принципам.

Господь Кришна наставляет Своего друга Арджуну, объясняя что выше дхармы стоит Бог, желающий этого сражения и имеющий Свои мотивы. Господь Кришна отвергает аргументы Арджуны, как обычную «слабость сердца» (хридая-даурбальям) и «бессилие» (клаибьям) призывая Арджуну сражаться.

Несмотря на прежние доводы об основе дхармы, Арджуна признаётся в «заблуждении своего ума в принципах дхармы» (дхарма-саммудха-четах). (БГ 2.7) В итоге, Арджуна сдаётся и предаётся Господу Кришне, как духовному учителю и начинается серьёзное обучение Бхагавад Гите. 

Некоторые уроки Души

В противовес обычному спору, Господь Кришна не сразу разрушает мнение Арджуны о дхарме. Наоборот, сначала, Господь раскрывает Арджуне вечную природу души в двадцати стихах (БГ 2.11-30). Затем Господь переходит к теме дхармы, показывая ему несоблюдение дхармы в отказе сражаться: «Что же касается твоего долга, то знай, что для тебя как для кшатрия нет лучшего занятия, чем сражаться за устои религии. Стало быть, у тебя нет причин для колебаний». (БГ 2.31)

Очень важно, что после тщательного разъяснения вечной души, Господь упоминает дхарму, как дополнительный пункт. Читая другие писания создаётся впечатление о дхарме, как о предназначении жизни. Но в Бхагавад Гите дхарма определяется, как помощь в следовании истинной цели жизни — осознание вечной души и её отношений с Высшей Душой, Кришной.

Господь Кришна кратко заканчивает объяснение дхармы, как личного долга, такими словами: «Но, отказавшись сражаться, ты навлечешь на себя грех пренебрежения своим религиозным долгом, и твоя слава воина померкнет». (БГ 2.33)

Ранее Арджуна спорил, что их участие в Битве на Курукшетре разрушит дхарму и приведёт к греху. Теперь же, Господь Кришна показал Арджуне противоположность истины. Отказываясь от сражения Арджуна нарушил бы истинную дхарму, свою личную дхарму и совершил бы грех. 

Всю оставшуюся часть Гиты, Господь Кришна говорит о дхарме, как о Своём духовном знании, а не как об обычной религиозной и моральной практике.

Объяснив различие души и материального тела, Господь Кришна теперь утверждает (БГ 2.39), что данное Им знание является «истинным разумом и пониманием» (буддхи) и обучил Он его «в философском ключе» (санкхье). А теперь, Он расскажет о том же буддхи, или духовном разуме, но как о «практике» (йоге). И именно это и подвело к духовному пониманию (буддхир йоге) дхармы о которой Кришна говорит дальше: « Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности». (БГ 2.40)

Личные Обязанности

Следующая ссылка Господа Кришны на дхарму подчёркивает Его прежнее утверждение, что Арждуна должен следовать собственной дхарме, а не отклоняться от нее во имя дхармы. Арджуна не сможет ни защитить дхарму ни остаться на духовном уровне, если отвернется от исполнения долга предназначенного его природой. Поэтому Господь говорит: «Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путем, предназначенным для других, опасно». (БГ 3.35)

В четвёртой главе Господь Кришна объясняет, что Он приходит в этот мир для сохранения принципов дхармы и защиты от разрушительного влияния адхармы: «Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век». (БГ 4.7-8)

Из этого описания очевидно, что садху, святой или хороший человек, тот кто следует дхарме. Тогда как негодяй, душкрит, практикует и создаёт адхарму. Поэтому, Господь Кришна лично клянётся восстановить дхарму, сохранив поддерживающих её и уничтожив восставших против неё.

Так вырисовывается полная картина. Эффективному правительству следует не только создавать законы, но и  следить за их соблюдением. Аналогично, Верховный Господь устанавливает Свой закон дхармы. И когда подчинение Его закону становится под вопросом и живые существа начинают внедрять свои собственные незаконные «законы», Господь нисходит для защиты хороших граждан Своего царства, уничтожения  негодяев практикующих адхарму и восстановления человеческого престижа и силы Своей воли.

Теперь мы видим как первый довод Арджуны, что следование совету Кришны и сражение противоречит дхарме, совершенно неверен. Дхарма — не что иное, как воля Господа. Сражение для Арджуны — истинная дхарма.

Позже, Кришна ставит больший акцент на том, что даже обычная материальная деятельность, как сражение или близкие отношения (зачатие детей), могут совершаться на духовном уровне согласно дхарме: «Я сила сильных, свободная от страсти и желания. Я половая жизнь, не противоречащая законам религии, о предводитель Бхарат». (БГ 7.11)

Дхарма и Духовное Знание

Господь Кришна снова возвращается к дхарме в девятой главе утверждая духовное знание о Нём как дхармья, благоприятное и совместимое с дхармой: «Верховный Господь сказал: Дорогой Арджуна, ты никогда не завидуешь Мне, поэтому Я открою тебе самое сокровенное знание и мудрость, обладая которыми ты сможешь освободиться от всех материальных страданий. Это знание — царь знания, самая сокровенная из тайн. Это чистейшее знание, и, поскольку оно дает человеку живой опыт постижения природы своего «я», оно является совершенной религией. Знание это вечно, и постижение его радостно. Те, у кого нет веры в преданное служение, не способны достичь Меня, о покоритель врагов. Поэтому они возвращаются в круговорот самсары, снова и снова рождаясь и умирая в материальном мире». (БГ 9.1-3)

Важно, что здесь Господь повторяет слова «эта дхарма» (асья дхармасья), сказанные раньше: «Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности «. (БГ 2.40)

Господь Кришна довольно ясно использует словосочетание «эта дхарма» при обсуждении сознания Кришны, чистой преданности Богу. В девятой главе «эта дхарма» относится к высшему процессу, о котором Кришна говорит как об «очень  легко выполняемом» (сусукхам картум) — эта глава посвящена только преданному служению Господу. В противовес, Господь критикует обычную Ведическую дхарму, ведущую в райскую обитель Индры на небесах: «Те, кто изучает Веды и пьет сок сомы в надежде попасть на райские планеты, тоже по-своему поклоняются Мне. Смыв с себя последствия прошлых грехов, они рождаются на благочестивой райской планете Индры, где наслаждаются радостями, доступными только небожителям. Изведав райских удовольствий и исчерпав запас благочестивой кармы, они вновь возвращаются на бренную землю. Так те, кто следует законам трех Вед ради удовлетворения собственных чувств, получают в награду только череду рождений и смертей». (БГ 9.20-21)

Таким образом, Господь проводит резкий контраст между обычной дхармой Вед и «этой дхармой», чистым преданным служением Кришне. В заключении важной девятой главы, Кришна показывает силу «этой дхармы», беспримесного сознания Кришны, очищающего и спасающего душу: «Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути. Он быстро становится добродетельным и обретает вечный мир. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет». (БГ 9.30-31)

Просто благодаря силе преданности Кришне даже человек с ужасными качествами быстро встаёт на путь дхармы. Бхагавад Гита не даёт гарантий на то, что выполнение повседневных обязанностей Ведической дхармы приведёт к чистому преданному служению Господу. Наоборот, плод трайи-дхармы, соблюдение религиозного долга трёх Вед — возвышение до райских планет материального мира и очередное падение на мирскую землю. 

Поэтому, к предавшимся Господу Кришне, устойчивое положение наивысшего уровня дхармы приходит естественно. 

Бесконечная Дхарма

После разъяснения Кришной понятия «эта дхарма» (асья дхармасья), ведущего в Его вечную обитель, нам легче понять утверждение Арджуны в одиннадцатой главе, поясняющее что Господь Кришна защитник «бесконечной (сасвата) дхармы». «Ты высшая цель познания. На Тебе покоится вся вселенная. Ты неисчерпаемый и старейший. Ты хранитель вечной религии, Личность Бога. Таково мое мнение». (БГ 11.18)

Позже, Кришна подтверждает это в четырнадцатой главе: «Я основа безличного Брахмана, бессмертного, неуничтожимого и вечного, который есть средоточие высшего, изначального блаженства». (БГ 14.27)

В последнем стихе двенадцатой главы, Кришна также упоминает существование истинной вечной дхармы: «Те, кто, обладая непоколебимой верой, идут вечным путем преданного служения, сделав Меня своей высшей целью, очень и очень дороги Мне». (БГ 12.20)

Восемнадцатая, последняя глава Бхагавад Гиты подводит итог всей книги. В этой главе, Господь Кришна упоминает дхарму три раза. Первое — подтверждение Его раннего наставления о выполнении личного, а не чужого долга, дхармы: «Лучше исполнять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие. Выполняя предписанные обязанности, отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на себя греха». (БГ 18.47)

Но, помимо этого, мы видели начало Бхагавад Гиты, когда обычная Ведическая дхарма не работала. Кришна подчеркивал это несколько раз. И здесь, в конце Своего учения, Господь радикально утверждает, что полная преданность Верховному Господу выше полного соблюдения священных обязанностей, известных, как дхарма: «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего». (БГ 18.66)

Поэтому, предание Кришне, провозглашённое в девятой главе — высший долг души и соответственно высшая дхарма. Остальные виды дхармы — это подготовительные обязанности, призванные поднять человека на высшую ступень понимания сознания Кришны. Такие общепринятые обязанности полезны пока человек не поднимется на уровень преданности Богу. Поэтому нет ничего непоследовательного в заключительном выводе Господа о том, что вся Бхагавад Гита способствует дхарме во всех её аспектах: «В Моих глазах любой, кто изучает эту священную беседу, поклоняется Мне своим разумом». (БГ 18.70)

Хридаянанда Дас Госвами, профессор Индологии Университета Гарвард, частый преподаватель Теологического Союза в Беркли, Калифорния, а также лектор Университета Калифорнии в Лос Анджелесе.