4 ноября — Гопаштами

шуклаштами карттике ту
смрита гопаштами будхаих
тад-динад васудево ‘бхуд
гопах пурвам ту ватсапах

«Восьмой лунный день светлой половины месяца картика сведущие люди называют Гопаштами. С этого дня Господь Васудева стал настоящим пастухом: вместо телят Он начал пасти коров».
— комментарий к «Шримад Бхагаватам» 10.15.1

В Гопаштами происходит много важных игр. Одна игра произошла в этот день через несколько лет после того, как Кришна стал пасти коров. В этот день Джатила, обеспокоенная тем, что ее невестка проводит слишком много времени вне дома, запретила Шримати Радхике совершать ее обычную пуджу в Сурья Кунде. Запертая в доме своей свекрови, Шри Радха почувствовала себя несчастной и выплакала целый океан слез – в чем смысл Ее жизни без Ее Прананатха, Кришны?

Кришна в это время все ждал, когда же Его Прана-Сакхи придет. Но вскоре Он узнал, что Она заперта и не придет, и тогда Его рвение сменилось горечью. Испытывая острую разлуку, Шри Мадхава со слезами воскликнул обращаясь к Своему дорогому другу Субале: «О, друг! Я вручаю свою жизнь в твои руки. Так или иначе приведи сюда Радху».

Субал огляделся, ища поддержки у своих друзей, однако никто не вызвался ему помочь. Тогда он, глубоко сопереживая, сказал: «Друг! Как я могу привести Ее сюда посреди дня? Давай подождем до ночи, тогда Твое желание будет исполнено».

Но Кришну такой ответ не устроил. Он чувствовал, что каждый миг для Него тянется как тысячелетие, и что через несколько часов разлуки Он просто умрет. Понимая всю серьезность ситуации, Субала направился к дому Абхиманью.

Семья Субала тесно связана с семьей Абхиманью, поэтому он проник в дом незамеченным. Ему повезло, и он спокойно добрался до покоев Шримати Радхарани. Гопи, встретившие его по пути, знали, что он прия-нарма-сакха, или очень сокровенный друг Кришны, поэтому рассказали ему все. Понимая, что его дорогой Кришна и Шри Радха страдают от одной и той же болезни, и, поэтому, могут встретить один и тот же конец, Субал выработал план.

Согласно «Шри Шри Радха Кришна Ганнодеша Дипике», Субалу двенадцать с половиной лет, и его комплекция, цвет тела и лицо очень похожи на черты Радхарани. Чтобы план сработал, ему нужно было поменяться одеждами с Радхарани. Как только они переоделись в одежды друг друга, мимо прошел одинокий теленок в поисках своей матери. По просьбе Субала, Лалита Деви быстро послала одну из гопи, которая привела назад упирающегося теленка.

Чтобы убедить Радхарани и Ее подружек в непогрешимости своего замысла, Субал смело сказал: «Подруги! Я останусь в доме и притворюсь больной Радхой. В это время, Она, переодетая мной, пойдет на встречу с Кришной, неся этого теленка на руках, чтобы скрыть разницу между нами». Все засмеялись и зааплодировали его сообразительности.

Без промедления Шримати Радхика взяла теленка на руки и покинула Свои покои, в то время как Субал остался внутри. Она прошла через двор и вышла наружу. Но Джатила и Кутила не знали, что Субал до этого вошел в дом, поэтому они были удивлены, увидев, что Субал выходит из дома. Но Радха опередила их и совершенным образом имитируя голос Субалы сказала: «Этот глупый теленок совсем не слушается! Он отбился от стада и случайно забежал в ваш дом. Я отнесу его обратно и привяжу его к матери, чтобы он не убежал. Мне нужно спешить, иначе стадо сына Нанды уйдет».

Как только Джатила услышала имя Кришны, ее внимание тут же переключилось с подозрительного визита Субалы на Кришну, который ходит где-то рядом с их домом. Подняв руку в знак благословения, она сказала: «Быстрее! Отведи теленка к матери и пусть стадо движется на пастбище. Чем дальше этот темнокожий пастух от моего дома, тем в большей безопасности находится моя семья. Иди же!»

Склонив голову, что скрыть неудержимый смех, Шри Радхика ответила голосом Субала: «Как прикажешь мать, как прикажешь», и быстро ушла.

План Субалы сработал! Воссоединившись, Шри Радха и Мадхава вновь наслаждались прекрасными играми.

В Маяпуре в день Гопаштами, Шри Шриа Радхе Мадхаве предлагают особые новые одежды, сделанные общими усилиями общины. Это также единственный день в году, когда видны лотосные стопы Радхики и гопи, т.к. в этот день Шримати Радхарани со Своими подружками идут посмотреть, как Мадхава пасет стадо, и поэтому Они держат Свои юбки поднятыми, чтобы не запачкать их в грязи и навозе.

​В этот день все преданные идут в Гошалу, чтобы поклоняться, кормить, чистить и играть с коровами. Некоторые матаджи и даже прабху одеваются как гопы в дхоти и красивые тюрбаны, чтобы погрузиться в атмосферу праздника. Ведь именно в этот день Шри Мадхава получил право пасти коров, а не телят. Будет восхитительная катха от старших преданных, прославляющих корову-мать и игры в Гопаштами.

Также будет огненное жертвоприношение, означающее достижение Мадхавой возраста пауганда (с шести до десяти лет). С этого момента Мадхава может пасти коров. После ягьи будет арати матерям-коровам, после чего будет омовение и чистка коров. После того, как они будут хорошо почищены, преданные будут кормить коров многими блюдами, такими как чапати и гур, свежей зеленой травой, овощами и фруктами. В завершение праздника, будет прекрасный пир для всех собравшихся преданных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *