29 октября — Говардхана Пуджа

намасте гирираджайа
шри говардхана намине
ашеша клеша нашайа
парамананда дайине


«Я поклоняюсь царю всех холмов, холму Говардхан, источнику наслаждения для чувств, земли и коров. Он одновременно является слугой Кришны и Самим Кришной. Он прекращает бесконечные страдания и дарует высшее блаженство». («Прейо-бхакти расарнава» Наянананды Тхакура)

хантайам адрир абала хари-даса-варйо
йад рама-кришна-чарана спараша прамодах
маннам таноти саха-го-ганайос тайор йат
панийа-суйаваса-кандара-кандамулам


«Из всех преданных, это холм Говардхан — самый лучший! О подруги, этот холм даёт Кришне, Балараме и Их коровам, телятам и мальчикам-пастушкам, всё необходимое — воду для питья, очень мягкую траву, пещеры, фрукты, овощи и цветы. Так он предлагает свое почтение Господу. Когда его касаются лотосные стопы Кришны и Баларамы, холм Говардхан начинает счастливо сиять». (Ш.Б. 10.21.18)

Эти два стиха известны как пранава-мантра холму Говардхану, их можно читать, поклоняясь Говардхану.

Говардхана-пуджа отмечается на следующий день после Дивали. Об истории холма Говардхан упоминается еще в Риг-веде. В одном из гимнов, посвященном «царю небес» Индре, говорится о том, как Кришна, окруженный десятью тысячами соратников, затаился на берегах реки Амсумати (Ямуны), чтобы противостоять гневу Индры. Подробнее об этом рассказывается в «Шримад-Бхагаватам».

Свои детские и юные годы на Земле Господь Кришна провел во Врадже – небольшой области, раскинувшейся к северо-западу от древнего города Матухры. Он жил во Вриндаване, в семье пастуха Нанды Махараджи как его сын и помогал отцу пасти коров и телят.

В те времена у пастухов был такой обычай. Раз в год, осенью, они проводили грандиозное жертвоприношение, посвященное Индре – поскольку, по поверьям, именно Индра отвечает за выпадение дождей, а значит, именно от него зависит благосостояние пастухов и земледельцев. Ведь без дождя не будет ни злаков, ни овощей, ни травы на пастбищах.

Церемонии поклонения «царю небес» отличались пышностью и великолепием. На них приглашали лучших священников, атрибуты для церемоний изготавливали из чистого золота, а на огонь приносились сотни килограмм Гхи – жидкого топленого масла – и тонны зерна.

Однажды, во время подготовки к очередному жертвоприношению для Индры, маленький Кришна попросил отца объяснить, каков смысл этой церемонии. Получив подробные разъяснения, Кришна возразил, что поклоняться Индре бессмысленно, поскольку дожди посылает не он, а Верховный Господь. И даже холм Говардхан (на котором пастухи из тех мест пасли своих коров) для процветания их общины значит куда больше, чем какой-то там Индра. Кришна убедил своего отца пренебречь древней традицией и вместо того, чтобы приносить жертву «царю небес», провести поклонение холму Говардхан. Кришна сказал: «Индра льет воду в океан или на землю независимо от того, поклоняемся мы ему или нет.… Всеми благами мы обязаны только этому лесу и холму Говардхана. Поэтому Я прошу тебя, дорогой отец, устроить жертвоприношение в честь вриндаванских брахманов и холма Говардхан и не иметь дела с Индрой». Нанда Махараджа, нежно любивший своего маленького сына, послушался Его совета и устроил роскошную церемонию Говардхана-пуджи: «Следуя указанию Господа Кришны, Махараджа Нанда и пастухи позвали ученых брахманов и начали поклонение холму Говардхана, исполняя ведические гимны и предлагая Прасад (освященную пищу). Жители Вриндавана украсили своих коров и накормили их свежей травой. Пустив коров перед собой, они начали обходить холм Говардхану. Нарядно одетые Гопи (жены и дочери пастухов) уселись в повозки, запряженные быками, и стали прославлять деяния Кришны. Брахманы, собравшиеся там, чтобы быть жрецами во время Говардхана-пуджи, благословили пастухов и их жен, гопи».

Но Индра, увидев такое пренебрежение со стороны пастухов и почувствовав себя оскорбленным, поклялся отомстить им и наслал на Вриндаван проливные дожди. Говорится, что дожди были сродни тем, что льют во время всемирного потопа, и грозили разрушить и затопить все в округе.

Пастухи, чувствуя приближение беды, попросили Кришну защитить их от грозной стихии. Господь, всегда милостивый к Своим слугам и преданным, внял их молитвам и дал им укрытие, подняв над собой холм Говардхан: «Приняв такое решение, Господь Кришна в тот же миг одной рукой поднял холм Говардхан, совсем как ребенок поднимает с земли гриб. После этого Господь Кришна обратился к Своим преданным:

— Дорогая матушка! Дорогой отец! Дорогие жители Вриндавана! Укройтесь под зонтом, которым стал поднятый Мною холм Говардхана, и не бойтесь, что он упадет с Моей руки. Спрячьтесь вместе с домашними животными под этим огромным зонтом и забудьте о своем горе!

Получив заверения Кришны, жители Вриндавана, собрав все свое имущество и животных, укрылись под холмом и оказались, наконец, в безопасности. Жители Вриндавана и животные оставались там целую неделю, не испытывая голода, жажды и других неудобств. Они с изумлением смотрели, как Кришна держит гору мизинцем Своей левой руки».

Увидев такое могущество Кришны, Индра понял свою ошибку и раскаялся. Дожди прекратились, и жители Враджи вновь смогли вернуться к своим повседневным делам.

А холму Говардхан с тех пор стали проводить ежегодное поклонение. Конечно, почитают его не только за то, что он укрыл пастухов от гнева Индры, но и за то, что он был дорог Кришне, который провел на его склонах немало счастливых часов. Немало мест на этом холме и в его окрестностях связано с теми или иными деяниями Кришны. Во многих из них построены храмы или вырыты священные пруды – кунды. За пять тысяч лет, прошедших с тех пор, многие великие святые побывали на этом холме, еще больше освятив его своим присутствием.

Говардхан сегодня

В наши дни непосвященному человеку трудно почувствовать святость Говардхана. Говорится, что человек, чье сердце нечисто, не сможет увидеть святое место во всей его красе, поскольку будет смотреть на него сквозь призму своих низменных желаний. Поэтому простые туристы редко посещают Говардхан, предпочитая ему расположенную неподалеку Агру или, на худой конец, Матхуру. Но те, кто предан Господу Кришне – совсем другое дело…

Говардхан сегодня – невысокий каменистый холм, протяженностью несколько километров, поросший кустарником и деревьями. На его вершине стоит несколько старинных полуразрушенных храмов (паломники не поднимаются на холм, ибо считают оскорбительным касаться его стопами). Холм пересекает большое озеро Манаси-ганга и окружают несколько деревень. Неподалеку от Манаси-ганги находится изумительной красоты пруд Кусум-саровар, известный великолепным архитектурным ансамблем, раскинувшимся по его берегам.

Говардхан огибает пешеходная дорога, по которой это святое место обходят паломники, таким образом выражая холму почтение. На обход холма уходит несколько часов, и многие верующие делают это каждый день (некоторые – по нескольку раз). Вызывает невольное восхищение и уважение обет Дандават-парикрамы, когда паломник проходит этот путь, «измеряя» его собственным телом. Он простирается в пыли, предлагая поклоны святыне, читает молитвы, отмечает камнем место, до которого дотягивались его руки, затем встает, переходит к месту, отмеченному камнем, и предлагает следующий поклон. Такой обход холма может длиться несколько недель. По дороге идут паломники и просто прохожие, где-то недалеко ревут грузовики и сигналят рикши, бегают обезьяны и собаки, но человек, сердце которого чисто, не видит грязи этого мира, а наслаждается лицезрением духовной реальности. И столь тяжелое испытание, как дандават-Парикрама, вовсе не кажется ему тяжелым, а напротив – приносит несказанное блаженство…

Говардхана-Пуджа 

А традиция поклонения холму Говардхан, введенная Кришной, так и осталась, и существует по сей день. И сейчас, в день Говардхана-пуджи десятки и сотни тысяч паломников устремляются к подножию священного холма и выражают ему свое почтение. В этот день дорога, огибающая холм (обычно довольно пустынная), похожа на реку – толпы людей из Уттар-прадеша, Пенджаба, Гуджарата и многих других штатов и стран спешат обойти святыню.

В храмах Вриндавана, Матхуры и Говардхана в этот день проводится церемония аннакута. В каждом из них готовят огромное количество блюд (это в буквальном смысле горы еды!), предлагают их Божествам, а затем бесплатно раздают паломникам. Количество блюд доходит до трех тысяч (!), и некоторые храмы соревнуются между собой, какой из них приготовит и раздаст больше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *