🔸Динамика отношений и менеджмент в гурукульском образовании.

♦️Баладев Шриман прабху и Шри Парамахамса Гаура прабху. 04.03.2019. Майапур.♦️

Мы используем систему Дурвасы Муни у которого было 2000 учеников. Обучение по 10 человек. То есть индивидуально с каждым не получится, но старшие начинают заботиться о младших. Они помогают им во всём и в то же время развиваются сами. Здесь мальчик 10-12 лет так же развит как 15-16 летний в обычной среде. Чем дальше тем больше этот разрыв. Они быстрее становятся зрелыми личностями. 

Принцип успеха в том, что все следуют определенным правилам и предписаниям. И все делается как служение.


Менеджмент происходит естественным образом, т.к. есть квалификация у старших. Если вы не знаете личность, то вы не можете помочь ему. Если видите ребенка по 10-15 минут в день, то он конечно может принять формальный авторитет ваш, но вы не сможете ему помочь стать глубоким преданным и достойным человеком. У нас здесь есть много обязанностей которые выполняются совместно. Уборка, готовка, поклонение. Они строят отношения во время служения и естественно выявляются лидеры. Есть разные департаменты: гошала, кухня, агрокультура, секции, офис администрации, ягьи, хозяйственный отдел отвечающий за поддержание, фестивали. Им есть чем заняться. 
Принцип успеха в том, что все следуют определенным правилам и предписаниям. И все делается как служение. Все делается мальчиками, у нас только пару человек наёмные (охранник и кто-то ещё). Махарадж как-то сказал, что мы можем иметь две женщины бенгалки, которые будут делать лучше все служение, чем вся гурукула мальчиков. Но служение мальчиков никак нельзя отменить. Это процесс обучения.

Теперь что касается академического образования. 

Знание и ценности есть. И ценности — это самое главное. Академическая часть будет обсуждаться подробно завтра. Математика идёт из шастр и у неё есть своя ценность. Она проявилась чтобы вычислять мухурты, определенное время для ритуалов и астрологии, для хом и ягьи. 
Более глубокая специализация тоже нужна безусловно. Здесь пока ещё нет этого, но мы уверенно движемся в этом направлении. 
Мы не разделяем детей по возрасту, мы разделяем их по квалификации. Кто-то читает уже в 3 года, а кто-то в 9 ещё не умеет. Просто у них разные процессы происходят. В нашей школе в первые годы мальчики больше структурируются, а в обычной школе всё наоборот. У нас в первых классах большее время уделяется дисциплине. И потом они становятся более свободными, т.к. не приходится отвлекаться на дисциплину. Им больше доверяют, ведь они дисциплинированны и не делают не правильных вещей. Они уже самостоятельны. Шрила Прабхупада установил служение для разных преданных в разных сферах. Вы можете стать специалистом в любой области, а если чего-то не хватает позже научитесь и этому.

И мы не делим их на варны как это многие думают. Мы спрашиваем: «Что тебе нравится? Чем тебе хочется заниматься?»

Дети сами выбирают с чего начинают изучать предметы и чем заканчивают. Они сами составляют свою учебную программу. И учителя могут так же подготовится в связи с этой программой. Не так что у них все по структуре. Они могут иногда отклонятся, но в целом двигаются по нацеленному маршруту. 
И мы не делим их на варны как это многие думают. Что какое-то строгое деление в ведической системе должно быть. Мы спрашиваем: «Что тебе нравится? Чем тебе хочется заниматься?» Вот кто-то увлекался информатикой и у него очень хорошо пошёл санскрит, т.к. это практически одно и то же. Очень структурно должно быть. Потом он сделал спектакль на санскрите, потом он сказал что сделает фильм на санскрите и станет режиссером и продюсером. И тогда ему сказали что нужно учится для этого. И мы начали общаться с ним как это всё устроить. Как же снять фильм? Нужен директор, оператор, сценарист и т.д. Но он изучил всё и сделал всё сам. Он очень много исследовал, планировал, применял. Очень многому научился. И конечно очень много усилий и времени пришлось потратить. Нам приходилось лишь следить за ним, чтоб он не отклонялся от своей садханы. Он сделал очень хороший фильм и мы все очень вдохновлены этим. А наш друг из Мумбая, кто связан с фильмами на очень высоком уровне, сказал что у этого парня есть будущее, и стал следить за ним. Принял к себе в команду.

Так же как Ямуна Деви всегда хотела рисовать, но не умела. Но Прабхупада раздул эту искру в ней. Он видел природу и вдохновлял её в этом. Это главное что мы должны делать — вдохновлять. 


У гурукулы есть свой магазин на территории ИСККОН.

Конечно, мы нуждаемся в деньгах, но это не главное. Во главе стоит образование. Наш ученик управлял этим магазином и он научился бизнесу. Как-то я увидел какие-то бутылки у нас в магазине и спросил: «Что это такое?» А он ответил: «Да это так, я экспортирую в Китай аюрведические тоники». Он научился бизнесу и применяет это в своей жизни. Теперь они ещё производят варенье и продают его куда-то. Поставляют в другие города и страны. У него это в крови, это его природа.

Учителя постоянно наблюдают за детьми. Они занимают детей тем, к чему у них есть склонность.

Что делать если сложно определить природу у ребенка? 

Учителя постоянно наблюдают за детьми. Они занимают детей тем, к чему у них есть склонность. То на кухне, то на огород, то в гошалу и смотрят где он больше счастлив. Не так что гурукула даёт всё, какое-то чудо делает. Каждый сам должен найти себя. Мы все индивидуальны. Кто-то поймёт в течении первых месяцев, а кто-то годами ищет. Но здесь есть потенциал, основание чтобы делать правильные вещи, хорошие вещи. Но мы можем видеть, что все кто закончил гурукулу все живут хорошо. Никто не пропал. Все они ответственны. У кого-то есть сложные периоды, но они держатся и не опускаются куда-то в дебри. Они переживают сложности сами, у них есть силы на это.

В Махабхарате есть принцип о 4 учителях: 
25% учитесь от учителя 
25% от друзей 
25% сами 
25% из жизни

И как видите в гурукуле мы помогаем освоить все 100%, а не только 25%. Мы помогаем им с друзьями учится, чтобы они сами развивались, и чтобы они делали выводы из жизни. Мы их вдохновляем разбираться сами, а не просто идти к учителю. Чтобы самостоятельнее были. Сначала пусть между собой попробуют решить, и если не получается пусть идут к учителю. 
Есть ещё два основных способа обучения, они абсолютно естественны. Палупадита — вы должны заставлять себя делать что-то из под палки. Насильно. И свабхавита — то что легко по природе делать. 
Кто-то легко просыпается утром и живёт по распорядку, а кому-то аскеза рано встать и делать всё одинаково изо дня в день. Кому-то легко книги распространять, но другие даже подойти к человеку не могут. И мы должны как-то выявить всё это, развить сильные стороны, а слабые довести до необходимого уровня, чтобы можно было жить свободно.

Но наш путь в целом таков, что главное прилагать усилия в садхане. И садхана в школе она универсальна для всех. Мы не заставляем детей читать джапу. Шрила Прабхупада строго запрещал делать это. В некоторых других областях мы иногда должны заставлять. Но в духовной области не должно быть давления. Мы просто стараемся усилить позитив, и не обращать много внимания на негатив. Конечно мы открыты к диалогу, но ты должен что-то делать сам, прикладывать усилия. Это баланс. Только опытный учитель может это отследить. Некоторых нужно заставлять, а некоторые чувствительны и их нельзя подгонять. Это нужно различать.

Мальчики должны получить разный опыт во всех областях, и потом им будет легче выбрать область основного развития.

Атмататтва прабху проводил тут бхакти-шастры в Майапуре. И знаете какой был экзамен? Нет не тесты, и не оценки. Он дал студенту веник и тот должен был убраться в помещении. Всё. Весь экзамен после 3 месяцев изучения шастр. Только опытный учитель сможет оценить, просканировать как он выучил бхакти-шастры наблюдая за его деятельностью. Это настоящее образование. Это настоящий результат.

Мальчики должны получить разный опыт во всех областях, и потом им будет легче выбрать область основного развития. Но современная система делает роботов. Она убивает в детях интерес и они прекращают вопрошать. Когда ребенок учится ходить никто на него не кричит когда он падает, а наоборот хлопают и вдохновляют. Но почему мы кричим и ругаем когда они учатся писать или читать? Это убивает в них желание учится.

Далее о приготовлении прасада. 

Шрила Прабзупада говорил, что есть три главных человека — распространитель книг, пуджари и повар. Если есть эти три человека, то вы можете открывать храм где угодно. 
Приготовление пищи и подношение — это основное поклонение Божествам. И гурукула вся строит свою деятельность вокруг Кришны. Мы учим детей, что готовка не происходит сама собой. Мы им показываем как готовить, учим их готовить. Мужчина должен уметь все сам делать. И здесь они готовят именно сами, и так как любит Кришна. Иногда они продают что-то у входа в храм и буквально за пару часов уже ничего нет. Но представьте, в их команде нет детей старше 13 лет. Они все готовят, организуют, договариваются там, продают потом. Всё сами. И у нас здесь есть два Махараджа, которых очень трудно удовлетворить в плане еды. Но когда они пришли к нам, они были очень довольны. И они кушали у нас в течении всего фестиваля. Слух распространялся и все шли кушать к нам. Мы готовили и готовили, были уже сотни людей. Но в один момент было так много людей что мы не смогли продолжать и прекратили это. Это очень хороший опыт был. 
И вы знаете что для брахмачари прасад является важной частью. Эта культура помогает контролировать чувства.

В современном обществе мы делаем все, чтоб освободить как можно больше времени. Но на что мы его тратим потом? Мы можем нанять слуг и они будут всё делать, но это не то что нам интересно. Мы понимаем что эта деятельность развивает наш характер, мы служим Кришне. И у детей есть вкус к служению, а не разболтанности.

Ещё о дисциплине. 

Везде оценивают по знаниям. Но здесь только по характеру, по самостоятельности, по ценностям которые реализовывает человек. Такого нет нигде. Каждый вдохновляет друг друга к развитию хороших качеств. Но сейчас этого нет в обществе, и поэтому выпускники школ и колледжей потому неправильно используют свои знания. Вред один от таких знаний. У нас есть 5 разных предметов из Чайтанья-Чаритамриты. Но перед этими пятью предметами есть кое-что ещё. Самое первое — это кормить брахманов, вы должны знать как это делать (как готовить, как раздавать, и как вкушать прасад). И дальше уже есть 5 анг. Мы по ним проверяем мальчиков. Как они общаются с другими, как они изучают и слушают шастры. Насколько они внимательно слушают. Насколько у них много энтузиазма в воспевании, и задают ли они вопросы касательно этого. Насколько они принимают религиозный аспект в свою жизнь и поклоняются Божествам. Насколько они служат святому месту, медитируют и осознают величие Шри Дхамы. 

Школа не сделает чуда с ребёнком. Вы должны начинать ему показывать как надо жить уже с самого рождения. Дети будут такими как родители. 


И дисциплина естественна когда мы их вдохновляем. Например правдивость. 

1 класс надо учится не обманывать слишком много. Может чуть-чуть иногда обманывают, но не много. Прахлада Махарадж идеал конечно, но обычно дети немного другие. Вы вряд ли увидите ребёнка который сидит и медитирует под деревом в течении всего дня. Они обычно бегают, играют, веселятся. И так же они могут часто привирать. Но мы их вдохновляем говорить правду. На следующем уровне они уже вдохновляют других говорить правду. И мы видим систему того, как эти качества развиваются постепенно. Как развиваем слушание. Когда поднимает руку и говорит — значит он уважает того кто говорит. И мы останавливаем если кто-то перебивает, и говорим подожди он же говорит. Ещё мы ходим строем. Например идём стирать бельё. Мы можем 10 раз возвращаться на место, пока нормально не пройдём. Кто-то листик срывает от кустика, кто-то толкается и вот мы опять идём обратно. Пока нормально не пройдём мы возвращаемся на исходную позицию. Должно быть уважение ко всем и ко всему. Мы пытаемся научить их этому как можно раньше.

И отношения это то, на чём мы больше всего сконцентрированы. В частности отношения с Господом. Эти отношения помогут в момент смерти. И мы им помогаем понять, что из себя представляют отношения. Мы учим их как общаться со старшими. Показываем, что необходимо оказывать им почтение и спрашивать совет. С равными нам нужно дружить. Нужно со всеми категориями общаться, иначе не будет прогресса. Учим открывать свой ум и вдохновлять друг друга. И учим давать поддержку младшим как мягко и чутко с ними обращаться. Тут нет деления на классы. Не так что если дружишь со старшим то ты крутой. Это за воротами гурукулы остаётся. Тут они могут строить отношения с кем хотят. И мы говорим что не так, что ты почесал спину другу и он должен чесать тебе. Нет. Если ты вдохновился послужить кому-то, то потом кто-то вдохновится послужить тебе. Это будет естественно. Не нужно требовать или ожидать этого в ответ. Кришна позаботиться о тебе если ты делаешь правильные поступки, ен переживай. В грихастха-ашраме это потом очень помогает. Они учатся служить, а не искать удобных людей. И они уже не будут бросать своих жен, чтоб найти кого-то якобы лучше.

Кто-то спросил как лучше всего готовится к школе. 

Школа не сделает чуда с ребёнком. Вы должны начинать ему показывать как надо жить уже с самого рождения. Дети будут такими как родители. 
Личность ребенка формируется следующим образом: 50% идёт с прошлой жизни, 25% зависит от гарбадхана-самскары и последние 25% формирует образование. 
Так что если мы хотим призвать особую душу или обычную это нам решать уже сейчас надо. Не нужно пренебрегать этим. Цель грихастха-ашрама помочь детям стать сознающими Кришну, но если у нас нет такой цели, то это не грихастха-ашрам. Восполнить эмоциональные потребности или организовать быт — это не то, это не поможет детям стать сознающими Кришну.

Тут нет деления на классы. Не так что если дружишь со старшим то ты крутой. Это за воротами гурукулы остаётся. Тут они могут строить отношения с кем хотят

О квалификации учителя. 

Очень важна квалификация учителя. Если у вас был вчера плохой день, то не приходите в школу к детям если не можете оставить это за порогом школы. Нужно уметь контролировать себя. Учитель должен постоянно развиваться. Учиться сам, учиться с другими. Нужно ощущать какие вибрации исходят от меня к ребёнку. Не только на информационном уровне, нужно чувствовать тоньше чем слова. Какая энергия между нами, какие вибрации. Учитель умеет это ощущать и контролировать. Вот в этом идея хороших отношений и хорошего общения. Мы должны давать хорошие впечатления через эмоциональную жизнь. И брахманы умеют это делать. Качество брахмана «сама» — уравновешенность, непредвзятость. Они не относятся к детям по разному, они любят всех. И они наблюдают себя. «Почему он так ко мне относится? Какой гадкий ребенок!» — так учитель не должен думать. «Он ведёт себя так из-за какой-то обусловленности и взывает к любви…» — так думает учитель. И потом учитель старается взаимодействовать с ребенком. Ищет подход к этому ребенку.

Отношения с родителями. 

Учителя и родители должны работать как один механизм. Чтоб это произошло вы должны знать основы. 
Первое — у родителей есть привязанность. Они хорошо заботятся, но плохо образовывают. И у учителя есть расположенность к ученику, но нет такой привязанности. От матери он учится, что у него есть отец. И отец становится вторым гуру. Иногда родители приводят к гуру, он становится 3 гуру. Родители всегда будут авторитетом для детей, но главным будет гуру. Он главный авторитет для них всех. Учителя делают всё самое лучшее для детей, и родители должны принять это. Если учитель что-то будет делать для образования детей, но родители будут дома делать иначе, то это не поможет вырасти ребёнка. Поэтому всё основывается на правильном этикете. Когда установлена правильная система между родителем и учителем, ребёнок видит, что они на одной стороне и они оба любят его. Тогда он начинает следовать их указаниям. 
У них не должно быть разницы. То что в гурукуле, то же и дома. Тогда он сможет раскрыть истинного себя. Но если разница в доме и гурукуле, он будет чувствовать себя как между молотом и наковальней. У него всегда есть любовь и к родителям и к учителям. И он будет в замешательстве кого слушать. Родители должны поддерживать учителей, тогда ребенка будут тянуть вверх за две руки и ему будет легко возвыситься. 
Есть 3 вещи — родители, учитель, и общество. Если это всё на одной линии тогда всё будет прекрасно работать.