27 июня — Хера Панчами

Описание праздника из Чайтанья-чаритамриты (Мадхья, 14.107-233): 

Хера Панчами проводится на пятый день после Ратха-ятры. Господь Джаганнатха, оставив Свою жену, богиню удачи, отправляется в храм Гундича, который не отличен от Вриндавана. Джаганнатха пообещал вернуться на следующий день. Через четыре дня Лакшми надоело ждать. Ее охватил сильный любовный гнев. Страдая от разлуки с Господом, богиня удачи решает последовать за Ним. Таким образом, Хера Панчами посвящен приходу богини удачи в храм Гундича.

В этот день Лакшми Деви, восседая на золотом, украшенном драгоценными камнями паланкине едет из храма Джаганнатхи в храм Гундича. За паланкином следуют люди, несущие зонты, чамары и флаги, а впереди – музыканты и танцовщицы. Сотни ее служанок, привлекательно одетых и украшенных драгоценными ожерельями, несут кувшины с водой, чамары и ларцы с орехами бетеля.

Ативади ошибочно называют его Хара-панчами. Слово хера означает «видеть». Оно указывает на то, что богиня процветания едет увидеть Господа Джаганнатху. Слово панчамӣ означает «пятый день» и служит указанием на пятый лунный день, в который проводится этот праздник. 

Когда она приходит к храму Гундича ее не пускают внутрь слуги Джаганнатха, которые тем не менее пытаются задобрить ее обещая что через несколько дней они доставят ей Джаганнатха и передадут с рук на руки. В гневе она приказывает своим слугам сломать колесо на колеснице Джаганнатха, связать его слуг и привести к ней.

В конце концов ей приходится отпустить слуг и вернуться обратно.

Однако когда через несколько дней Джаганнатх, Баладев и Субадра возвращаются к Шри-мандиру, они видят, что двери храма закрыты. Им даже не выносят поесть. Тогда преданные, сопровождающие Джаганнатха, готовят для него блюдо из рисовых хлопьев, кокоса и бананов.

Лакшми все время посылает слуг проверить не разгневался ли Баладев. Она знает, что если с гневом мужа она еще способна совладать, то гнев Баладева она побороть не сможет. Поэтому как только ей сообщают, что терпение Баладева на исходе, она тут же открывает ворота. Однако стоит только Баладеву и Субадре пройти внутрь, ворота захлопываются.

Тогда Джаганнатх начинает улещивать ее, рассказывая, что он ездил далеко в другие города покупать ей сари, кольца и другие подарки. Тогда Лакшми пускает и его. Так завершается Ратха-ятра.

Проведение праздника во время пребывания Господа Чайтаньи в Джаганнатх Пури.

Царь Пратапарудра сказал: «Проведите праздник с такой пышностью, чтобы при виде его Шри Чайтанья Махапрабху изумился и остался очень доволен». 

«Возьмите все узорчатые ткани, бубенцы, зонты и чамары, какие только найдете в моей сокровищнице и в сокровищнице Божества». 

«Возьмите всевозможные флажки, флаги и колокольчики и украсьте ими паланкин. Пусть его сопровождают группы музыкантов и танцовщиц. Паланкин должен выглядеть очень красиво». 

«Кроме того, удвойте количество прасада. Сделайте так, чтобы этот праздник затмил даже Ратха-ятру». 

«Еще позаботьтесь о том, чтобы Шри Чайтанья Махапрабху и Его слуги могли беспрепятственно прийти и получить даршан Божества». 

Утром Шри Чайтанья Махапрабху созвал Своих спутников и отправился в Сундарачалу к Господу Джаганнатхе. 
После этого Шри Чайтанья Махапрабху и Его спутники вернулись в Нилачалу, поскольку им не терпелось увидеть праздник Хера- панчами. 
Каши Мишра встретил Чайтанью Махапрабху и Его спутников с величайшим почтением и усадил их на почетные места. 
Усевшись, Шри Чайтанья Махапрабху пожелал услышать об одной из рас преданного служения и потому с легкой улыбкой спросил Сварупу Дамодару. 
«Хотя в Дварака-дхаме Господь Джаганнатха наслаждается Своими лилами и проявляет там Свою великую щедрость, раз в году у Него возникает непреодолимое желание увидеть Вриндаван». 
Показав на близлежащие сады, Шри Чайтанья Махапрабху произнес: «Эти сады очень напоминают Вриндаван, поэтому Господь Джаганнатха хочет увидеть их снова». 
«Поводом для этого служит Его участие в празднике Ратха-ятры, но в действительности Господь просто хочет уехать из Джаганнатха- Пури в Сундарачалу, храм Гундичи, точную копию Вриндавана». 
«Там, в садах, Господь денно и нощно предается удовольствиям. Но почему Он не берет с Собой Лакшмидеви, богиню процветания?» 
Сварупа Дамодара ответил: «Дорогой Господь, пожалуйста, послушай объяснение этого. Лакшмидеви, богине процветания, закрыт доступ во Вриндаванские игры». 
Кришне в Его Вриндаванских играх помогают только гопи. Никто, кроме них, не способен пленить ум Кришны». 
Господь сказал: «Под предлогом участия в празднике колесниц Кришна отправляется туда вместе с Субхадрой и Баладевой». 
«Все лилы с гопи, проходящие в этих садах, суть проявления сокровенного экстаза Господа Кришны. Понять этот экстаз не может никто». 
«В играх Кришны нет ни единого изъяна. Чем же тогда вызван гнев богини процветания?» 
Сварупа Дамодара ответил: «Для влюбленной девушки естественно вспыхивать гневом даже при малейшем признаке того, что ее возлюбленный пренебрегает ею». 
Пока Сварупа Дамодара и Шри Чайтанья Махапрабху вели беседу, показалась процессия с богиней процветания. Четверо носильщиков несли ее на золотом паланкине, инкрустированном драгоценными камнями. 
Паланкин сопровождали слуги с зонтами, опахалами-чамарами и флагами, а возглавляли шествие музыканты и танцовщицы. 
Служанки несли кувшины с водой, опахала-чамары и шкатулки с орехами бетеля. Служанок были сотни, все в восхитительных нарядах и роскошных ожерельях. 
Окруженная многочисленными родственниками, роскошно одетыми и украшенными, разгневанная богиня процветания достигла главных ворот храма. 
Когда процессия остановилась, служанки богини процветания взяли под стражу всех самых главных слуг Господа Джаганнатхи. 
Они связали слуг Джаганнатхи, заковали их в кандалы и бросили к лотосным стопам богини процветания. Слуг Джаганнатхи арестовали, словно каких-то разбойников, у которых отбирают все имущество. 
Слуги Господа Джаганнатхи падали к лотосным стопам богини процветания в полуобморочном состоянии. Их отчитывали, высмеивали и осыпали бранью. 
Наблюдая дерзкое поведение служанок богини процветания, спутники Шри Чайтаньи Махапрабху, прикрыв лицо ладонями, заулыбались. 
Сварупа Дамодара сказал: «Их гордыня не знает себе равных во всех трех мирах. По крайней мере, я ничего подобного никогда не видел и не слышал». 
«Когда гордая и эгоистичная женщина чувствует себя брошенной, в отчаянии она снимает с себя все украшения и, сев на голую землю, в тоске ногтями чертит на ней линии». 
«Я слышал, что в былые времена так проявляла свою гордыню Сатьябхама, самая высокомерная из цариц Кришны. То же самое делали гопи Вриндавана, которых считают средоточием всех трансцендентных рас». 
«Однако богиня процветания проявляет гордыню совсем иначе. Она предстает перед супругом во всем своем великолепии и даже нападает на Него со своими воинами». 
Шри Чайтанья Махапрабху попросил: «Пожалуйста, поведай Мне о многообразных проявлениях эгоистической гордыни во Вриндаване». Сварупа Дамодара ответил: «Гордыня гопи подобна реке с сотнями притоков». 

И далее — трансцендентная беседа о превосходстве гопи и Шримати Радхики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *