Обратно, в духовный мир

1 августа, 1987 «Жизнь в Духовном Мире», Материальный и Духовный Мир, Нагараджа дас, Том 22, глава 8. 

“В Бхагавад Гите, Кришна заверяет, что если мы хотим жить Там, Он Сам всё устроит. Но, сначала, нужно показать Ему, что мы готовы».

Хотя, духовный мир это обитель чистого наслаждения, не все стремятся попасть туда. Мы говорим, что хотим и думаем, что направляемся туда, но наши поступки говорят обратное. То ли мы не достаточно верим в духовный мир, то ли полученная информация о нём не вдохновила нас действовать так, чтобы попасть туда. 

Большинство из нас, обладая скудным запасом знания о духовном мире, представляют себе его, как место с парящими в небе ангелами, играющими целый день на арфах и трубочках. И это достаточно скучно по сравнению с нашей нынешней жизнью, наполненной дружбой, семейными отношениями, модными машинами, ночными клубами, ресторанами и послеобеденным воскресным футболом. Как можно наслаждаться на небесах безо всех этих вещей? Иногда, мы даже шутим, что ад будет лучше рая, ведь там мы встретим всех своих друзей. К счастью, Шримад Бхагаватам и другая ведическая литература раскрывают рай в намного радужной перспективе. 

Духовный мир — это не плод фантазии, это вечная обитель Бога. Бог личность, и у Него есть личная обитель, Вайкунтха, что в переводе с санскрита означает «нет беспокойства». Будучи домом Бога, Вайкунтха — это центр неисчислимого богатства и красоты. Это далеко не скучное место, а пространство изначальных духовных форм всего, что мы видим  в материальном мире. 

Другими словами, он полон разнообразия: птицы, животные, леса, озёра, города, самолёты, высотки, всё есть там. Но всё это духовно!

К примеру, во многих лесах Вайкунтхи, деревья имеют настолько развитое сознание живых существ, что исполняют все желания местных жителей. Чинтамани — духовный камень исполнения желаний — это строительный материал Вайкунтхи. У её жителей, беспримесных преданных Господа, духовные тела, которые никогда не болеют, не стареют и не умирают. Свободные от разочарований и беспокойств этого мира, эти вечно освобождённые души наслаждаются бесконечным счастьем. 

Мы, обусловленные души, привыкшие к двойственности счастья и страданий в материальном мире, не способны представить себе наслаждение жителей Вайкунтхи. Материальные наслаждения приходят только от взаимодействия наших чувств с объектами чувств (звука, формы, осязания, вкуса и запаха). И, в силу того, что чувства и их объекты ограничены и временны, удовольствия от их взаимодействия так же ограничены и временны, а поэтому не приносят удовлетворения вечной душе.

Более глубокий анализ материального удовольствия показывает, что оно даёт лишь облегчение от нормального стрессового состояния. Материальный мир по своей природе причиняет страдания: наши тело и ум мешают нам, конкуренты, представители власти, другие страны, насекомые, собаки и разные живые существа причиняют нам беспокойство. Нестерпимые жара и холод, ураганы, торнадо, землетрясения и стихийные бедствия то и дело обрушиваются на нас. Никто не свободен от этих страданий. Они постоянно присутствуют в нашей жизни. И, если нам удаётся преодолеть их на какое-то время или забыть о них, мы думаем, что счастливы.

Духовное наслаждение относится к совсем другой категории. В духовном мире все испытывают чистое наслаждение служа Богу, Кришне. И, такое служение — естественная склонность души. Почувствовав однажды вкус счастья от такого служения, человек с презрением смотрит даже на высшее материальное наслаждение. Великий преданный объясняет, что даже капля удовольствия от преданного служения Кришне намного превосходит океан материального удовольствия. Поэтому Вайкунтха, на которую попадают благодаря служению Кришне — обитель вечного наслаждения.

Желая наслаждения и услышав о бесконечных благах на  Вайкунтхе из авторитетных источников, нам следовало бы незамедлительно захотеть туда попасть. И мы можем это сделать, если захотим. На самом деле, мы все там уже были, но покинули это место. Почему? Потому что мы  были не готовы там оставаться.

Для жизни на Вайкунтхе нужно походить на её обитателей. Благодаря полной преданности Богу, они не думают о своём благе, там нет эгоизма. Преданные служат Кришне и друг другу совершенно бескорыстно. Если бы сейчас мы попали на Вайкунтху, мы бы хотели удовлетворять свои желания и принесли бы беспокойство её жителям, занятым в удовлетворении желаний Кришны. Поэтому, даже утверждая, что мы хотим обратно в царство Бога, кто из нас по-настоящему готов жить там, как его вечные жители?

И, как свидетельствуют наши поступки, большинству из нас проще жить по другому. Мы больше эгоистичны, нежели бескорыстны. Мы скорее отправимся в казино Лас Вегаса или на Багамы под солнышко или на сёрфинг. Турагенства продают много билетов в эти места. Но, всего лишь горстка людей желает отправиться туда, где все бескорыстно служат Верховной Личности Бога без личных интересов. В Бхагавад Гите Кришна заверяет, что если мы хотим жить там, Он позаботится об этом. Но, сначала, нам нужно показать свою готовность.

Мы живём в материальном мире, потому что мы не готовы, мы хотим наслаждаться  царством Бога без Бога. А Кришна создал нас для наслаждения с Ним. Это наше вечное служение, блаженное и экстатичное! Но мы не хотим, мы не хотим служить Кришне, мы стремимся занять Его положение. Нам хочется наслаждаться здесь. Наше изначальное чистое сознание Кришны загрязнилось нечистым желанием наслаждаться материальным миром без Кришны.

Не вылечившись от болезни материального сознания, мы никогда не вернёмся обратно на Вайкунтху. Но, искренне желая вечного счастья, мы непременно отправимся туда. И все, что нам нужно — это вернуть духовное здоровье.

Это означает необходимость в Гуру, духовном докторе, который будет просить нас делать неприятные для нас вещи. Пациентам обычно не нравятся лекарства, но, если они принимают лекарства и следуют предписанному доктором лечению, они несомненно выздоравливают.

Аналогично этому, духовный учитель, ведомый предписаниями шастр, говорит нам делать то, что иногда кажется безвкусным, но именно эта деятельность возвращает наше естественное, здоровое состояние.

Многие люди думают, что уже хорошо и правильно живут и царство Бога в конце жизни им обеспечено. Они не чувствуют нужды в принятии духовного учителя и священных писаний. У них своя концепция понятия «хорошо». Конечно, мы можем стараться быть хорошими и надеяться на доступ в царство Бога в конце жизни, но что произойдет, если наше понятие «хорошо» ошибочно? Что случится, если оно не дотягивает до нужного стандарта? Согласно Бхагавад Гите и Шримад Бхагаватам, стандарт благости жителей Вайкунтхи намного превосходит понятие благочестия нашего мира.

Философы давно дискутируют на тему существования абсолютного стандарта благости. В наши дни, людям нравится идея соотношения благости и индивидуальности. То есть, как говорят «Всё что нормально для тебя — нормально». Но, моё понимание «нормально» и понимание «нормально» другого человека могут отличаться.

Поэтому резонно и практично принять определение благости от авторитета. Например, мы не управляем обществом на основе того, что все правы. Наоборот, законодатели устанавливают стандарты допустимого поведения для желающих наслаждаться в обществе людей. И, тогда, даже если гражданину не нравятся законы, ему придётся или подчиниться им или понести наказание, а это разные вещи.

Точно так же, Бог устанавливает Свои законы, и зная или не зная о них, но нарушая эти законы, мы несём ответственность. Да, это может казаться несправедливым, но эти же принципы действуют и в государстве — незнание закона не освобождает от наказания. Живя в государстве нужно знать его законы. Живя в этом мире, созданном Богом, так же нужно знать Его законы. И, будучи человеческой формой жизни, с более развитым сознанием, чем у животных, нам следует принять эту ответственность.

К счастью, найти законы Бога и Его стандарты благости очень легко, так как Он рассказал о них в священных писаниях. Поэтому не стоит отвергать писания и придумывать собственный религиозный путь. Как говорится в Шримад Бхагаватам: дхармам ту сакшад бхагават-пранитам, Бог лично сформулировал религиозные принципы. Религия  в полном смысле, означает путь предначертанный для нас Богом, чтобы достичь Его. И, так как мы в подчинённом положении (Он знает нас, но мы не знаем Его), нам следует принять Его руководство. Именно такое принятие и является признаком истинной благости.

Если мы действительно хотим быть хорошими, хотим попасть на небеса, тогда наши поступки должны быть наравне с нашими словами. Такова цена возвращения домой в царство Бога.

Перевод с английского Гаурасени Гопи д.д.