Слуга Господа, который живет в сердце каждого

Джон, худощавый, светлокожий путешественник, который оставил свой дом чтобы расширить свой кругозор, оказался без средств в Стамбуле. Пока он ожидал денег, которые должен был отправить ему друг, ему было совершенно нечем заняться, и он решил посетить великолепную Голубую Мечеть. Внушающий благоговение монумент был украшен витражами. Здесь Джон хотел предложить Господу искрению молитву — свою первую молитву в жизни.    

Благочестивые Мусульмане привыкли к туристам, посещающим мечеть. Однако они удивились, когда увидели, что турист встал на колени как они, и, как и они, воздел руки к небесам, в молитвенной позе. Во время жизни в Лондоне Джон не особенно интересовался еженедельными религиозными собраниями, но в течение этих десяти месяцев путешествия по Индии его сознание коренным образом изменилось — он был впечатлен тем, как люди воспринимают здесь Бога. В Индии он слышал, что люди провозглашают Шиву, Вишну, Дургу и Будду Всевышними. В Европе же Иисус был единственным путем, а теперь в Турции это был Аллах. В своем уме Джон разрешил конфликты вер решая что «Бог  — создатель». И поэтому в этот светлый зимний день он молился «О Всемогущий Создатель, если есть Бог, то Он может быть только один. И если Ты там, то пожалуйста пошли мне знак.»

Джон жил просто, имел при себе лишь самые необходимые вещи, избегал наркотиков и других интоксикаций, и заводил по пути новых друзей. После этой молитвы он продолжал делать все то же самое, но его взгляд на жизнь поменялся. Он увидел, что Бог исполнял его желания, защищал его и помогал ему; хотя у него не было денег и он не просил подаяний, он все равно никогда не голодал. Еще более значительно то, что со дня этой молитвы он ощущал присутствие Бога в себе и других. Но всего через месяц или два это ощущение было утрачено. И тогда Джон вернулся в Индию, чтобы найти истину  посредством духовного  знания.  

Мой муж и я встретили Джона примерно через полтора года после этого. Волею случая мы все заселились в храм Кришны в Калькутте примерно в одно и то же время — в июле 1971. Всем нравился приветливый, скромный Джон, который к тому времени уже объездил всю Индию вдоль и поперек. Мое первое служение в храме было присматривать за изданием книги прославляющей Его Божественную Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаду, основателя и духовного учителя Сознания Кришны (ИСККОН).

Первого сентября был день явления Прабхупады, и все преданные писали ему письма благодарности. Джон написал: «Я оставил дом чтобы отправится на священную землю Индии на поиски истины посредством духовного знания. От Гималаев до Мыса Комарина я путешествовал, встречая Садху и святых. Впустую ли прошли мои поиски? Ищу ли я чего-то большего, чем Бог? Потому что я до сих пор не удовлетворен. Преданные сознания Кришны показали мне версию Бхагавад Гиты их духовного учителя А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады.  Ее называли «Как Она Есть». И это было то что я хотел услышать. Я открыл книгу, и… вот оно, как есть, как это было всегда: Бог — Кришна. Не бесформенный, но олицетворенный, да еще и в такой прекрасной форме; форме, которой я мог отдать всю свою любовь не чувствуя, что она уходит в бесконечность, в эфир опустошая меня и оставляя без любви. Эта любовь направлена на личностного Бога, который не только принимает ее но и восполняет в тысячи раз больше. Тысячу раз слава Его Божественной Милости  А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаде (когда же я буду благословлен склонить голову  перед вашими священными стопами?). Тысячу раз слава лотосным стопам Господа Чайтаньи который начал движение Санкиртаны. Тысячу миллионов миллионов раз слава моим дорогим Господу и Госпоже, Шри Шри Радхе и Кришне.  Джон Прабху»

В калькуттском храме Исккон Джон сказал мне что во время его поисков он поддался влиянию имперсоналистов, которые сказали ему, что Абсолютная истина в конечном итоге не обладает формой или чувствами. Идя по этому одинокому пути, он пытался прекратить все отношения с людьми (иногда ему было очень тяжело даже находиться со своим братом близнецом, Роем, который путешествовал с ним). Через год все, чего он добился этим, было холодное, жесткое сердце и, разочаровавшись, он решил прекратить свои поиски. И всего лишь через два или три дня после этого он встретил преданных.

«Из этого опыта я понял, что своими собственными усилиями невозможно осознать Бога» сказал он, «только когда я принял руководство чистого преданного Господа — Господь проявил Себя. Как только я начал читать книги Прабхупады, он разбил весь мой лед, всю мою жесткость и спекуляции, и вместо этого он показал мне прекрасную личность — Кришну. Когда ты понимаешь Верховную личность, тогда появляются любовь и взаимопонимание, ты делишься с другими и становишься счастлив.»

В Октябре желание Джона исполнилось. Шрила Прабхупада приехал в Калькутту и Джон не только преклонил свою голову к его стопам, но так же и услышал его лекции, говорил с ним лично и в начале ноября принял у него посвящение. Шрила Прабхупада дал Джону имя Джананиваса Даса, что означает «слуга Господа, который живет в сердце каждого».

В то время преданные проводили фестиваль в Калькутте (Деша Прия Парк). Шрила Прабхупада разговаривал с толпой в тысячу людей каждое утро и каждый вечер (по выходным их было десять тысяч). Днем преданные воспевали Харе Кришна, пели песни про Бога и проводили церемонии формального поклонения божествам Радха Мадхаве.  

Мадхава — это имя Кришны которое означает «Тот, кто обладает большей сладостью, чем мед,» а Радха означает «Та, кто служит Кришне лучше всех.» Радха Вечная спутница Господа. Эти сияющие Божества из брасса, размером в восемнадцать дюймов, руководили фестивалем с Их алтаря в центре сцены. Вместе с пуджари (священником) Джананиваса спал рядом с Божествами, чтобы оберегать Их ночью. В течении недели он помогал пуджари собирать цветы и листья чтобы украсить алтарь Радхи Мадхавы.

В Бхагавад Гите Шрила Прабхупада обьясняет что Абсолютной Истине можно поклонятся с помощью или без помощи атрибутов. Как и божеству в Храме, Господу поклоняются в Его изначальной, личностной форме с помощью атрибутов. Но форма Господа хотя и представлена как статуя, которая сделана из материальных элементов как метал или камень, на самом деле не материальна.

Чтобы проиллюстрировать этот пример, Шрила Прабхупада приводит аналогию почтового ящика. Мы можем отправить письмо в определенный адрес через авторитетный почтовый ящик. Но через любой другой ящик, который не подтвердили в почтовом офисе, мы не сможем  этого сделать. Таким же образом у Господа есть авторитетный представитель в форме Божества, который является воплощением Господа и принимает искреннее служение Своих преданных. Хотя Господа невозможно познать так как Он бесконечен, Он все же являет Себя в Форме подходящей нашему зрению, в форме Божества. Поэтому Божество не является идолом, но духовной формой Самого Господа. Такова природа Всемогущего Господа.

В Марте 1972 года, Божества Шри Шри Радха Мадхава, Шрила Прабхупада и двадцать преданных включая моего мужа и меня отправились в Маяпур. Этa деревня, находившаяся на берегу Ганги, в девяноста милях к северу от Калькутты, является местом рождения Господа Чайтаньи. Джананиваса к тому времени уже  заселился на земле которая была приобретена ИСККОН, и находилась на открытой сельской местности. Там все мы, вместе со Шрилой Прабхупадой отметили день явления Господа Чайтаньи.  

Прекрасные Божества Шри Шри Радха Мадхава с этого момента жили в спокойной, духовной атмосфере Маяпура, (которому суждено было стать штаб-квартирой всего мира), руководя нашим новым проектом. Двадцативосьмилетний Джананиваса все больше и больше привлекался прекрасными формами Радхи и Мадхавы. Он чувствовал, что служить Им лично было идеальным способом стать сознающим Кришну. В своем уме он повторял молитву «Мои дорогие Радха Мадхава, пожалуйста позвольте мне остаться здесь и служить вам двадцать четыре часа в сутки пока я живу. Пожалуйста, станьте Повелителями моей жизни и ведите меня.»

* * *

В последующее годы я и мой муж регулярно приезжали в Маяпур на ежегодный фестиваль дня Явления Господа Чайтаньи. Джананиваса был там каждый раз, когда мы приезжали, так же как и весь год, преданно служа Шри Шри Радхе Мадхаве, омывая Их, одевая Их, предлагая Им великолепные кушанья в течении дня и так далее.  Потом в 1975 году вдруг появилось два Джананиваса, по крайней мере так показалось мне тогда. Его брат близнец (которого сейчас зовут Панкаджангхри даса) присоединился к нему в поклонении Радхе и  Мадхаве, после того как получил инициацию у Шрилы Прабхупады в Англии. (Джананиваса одевал белые одежды, а его брат шафрановые, только чтобы мы смогли их различить.) Шрила Прабхупада однажды сказал одному своему менеджеру в Маяпуре: «Я заметил этих двух братьев. Они чудесные преданные. Они никогда не говорят глупостей, они вежливы и постоянно медитируют на Шри Шри Радху и Мадхаву»

Джананиваса рассказал мне об одном его разговоре с бенгальцем средних лет, в храме. Бенгалец спросил его: «Сделаны ли Радха Мадхава из брасса? Или золота?»

«Ну, а из чего сделаны вы?» — ответил Джананиваса.

После короткого молчания джентльмен ответил: «Из плоти и крови»

Джананиваса сказал ему: «Пока вы думаете, что вы сделаны из плоти и крови, вы будете продолжать думать, что божество сделано из того или иного металла. Но если вы поймете, что вы не есть это тело, что вы духовная душа, и что душа это частичка Господа, тогда вы поймете, что вы обладаете такой же природой, как и Кришна».

Бенгалец не был уверен, что понял, поэтому Джананиваса продолжил: «Вы принимаете, что Господь у вас в сердце?»

«Да»

«Так из чего же Он сделан там, из брасса или золота?»

Бенгалец не знал.

«В соответствии с писаниями, — сказал Джананиваса, — мы можем понять, что форма Господа вечна и полна блаженства и знания. Та форма, которая присутствует в сердце каждого живого существа, сделана из чистого духа, также, как и Божество. Вы не можете видеть Божество, которое находится в вашем сердце, — объяснял он, а джентельмен кивал головой в согласии, — Вы не знаете кем Он является. Поэтому Господь приходит в той форме которую мы можем видеть. Радха Мадхава могут казаться материальными, но они полностью духовны. И до такой степени до какой вы понимаете свою духовную природу, до такой же степени вы сможете понять духовность Кришны находящегося на алтаре.»

Последний раз я видела Джананивасу, когда уже прошло более тринадцати лет с того момента как он ступил на святую землю Маяпура. В своей типичной манере он вдумчиво и неторопливо объяснил что причиной его непоколебимого служения Божествам была вера и убеждение, которые он получил, благодаря чтению книг Шрилы Прабхупады. До того, как Джананиваса стал преданным, он искренне искал истину, но его мучили сомнения и замешательство. Прабхупада ответил на вопросы Джананиваса  и рассеял его сомнения как никто другой. И так Джананиваса принял сознание Кришны всей душой и сердцем.

«Когда человек соприкасается с совершенным знанием, он понимает, что он — вечный слуга Господа и что он подчиненный по отношению к Нему, — сказал Джананиваса, — затем он просит Господа занять себя в служении Ему. Это значение Махамантры которую мы повторяем каждый день. ‘О Господь пожалуйста займи меня в служении Себе’»

Когда Джон предложил молитву в Голубой Мечети, он просил лишь подать ему «знак.» Но в конце концов он получил множество знаков. Он повстречал чистого преданного Господа, он услышал слова Господа из писаний, он начал повторять святое имя Господа и посвятил себя служению Ему. Непоколебимая решимость Джананиваса и его возрастающий энтузиазм в преданном служении это так же знак от Господа и Его Божественного присутствия.

Под конец нашего разговора, Джананиваса сказал, «Напиши статью через год. К тому времени пристройка к храму уже достроится, и мы будем устанавливать восемь гопи [самые близкие подруги Радхи и Мадхавы]. После этого я планирую устраивать фестиваль каждый день года для удовольствия Радхи Мадхавы, Шрилы Прабхупады, и всех преданных и гостей. Мы устроим такой чудесный праздник что любой, кто придет забудет свои материальные проблемы и будет поглощен в игры Господа. Можно даже устраивать несколько фестивалей сразу-фестиваль качелей, процессия, игры в воде, пиры.