Джулан Ятра — фестиваль качелей

«Сакхи, посмотри! Качаясь на качелях, Югала Кишора напоминают сапфир оправленный золотом. Лалита и Вишака раскачивают качели, в это время Божественная Чета поглощена блаженством, любуясь лицами друг друга».

В небе раздается гром, а Рангини (Радхика) сидит на качелях, украшенных различными цветами. Она окружена погруженными в экстатичные чувства подружками, которые раскачивают Божественную Чету.

Сакхи раскачивают качели так сильно, что Сувадани (Радхика) говорит Кришне: «О друг! Мы скоро упадем!» Их одежды развеваются, на Их луноподобных лицах появились капельки пота, напоминающие капельки нектара.

Заметив, что Радха и Кришна устали, все сакхи стали служить Им, омахивая Их чамарами. Пчелы и кукушки, сидящие на ветвях деревьев, с огромной любовью пели: «Джая Радха Кришна! Джая Радха Кришна!». Джаганнатха дас говорит: «Когда же наступит этот благословенный день, когда я смогу увидеть в лесах Враджи Их обоих вместе с сакхи?» 

Итак, джулан-ятра является как наймиттика-лилой так и нитья-лилой. Наймиттика значит, что эта игра проходит время от времени, раз в год в одно и то же время, в духовном мире и здесь Бхуми-Вриндаване. Эта лила длится 13 дней, она начинается на шраван-шукла-тритья.

В это время Шримати Радхарани покидает Свой дом в Явате и идет в Варшану, здесь Она проводит две недели. Так Она может свободно наслаждаться джулан-расой с Кришной. Она в очень хорошем, радостном, игривом настроении. Она не испытывает обычных проблем — препятствий и ограничений, как обычно в доме Ее свекрови. 

Разумеется, сезон дождей во Вриндаване прекрасное время года. Облака и тучи плывут по небу, иногда раздается гром. Радха и Кришна встречаются в лесу, чтобы вместе идти на качели. Павлины, видя Радху и Кришну вместе, думают, что это спустилась на землю грозовая туча с молнией. Павлины испытывают огромное счастье, и они начинают танцевать, распустив хвосты. Радха и Кришна входят в густой лес, где растут деревья кадамба. В сезон дождей деревья кадамба цветут, также цветут деревья арджуна и цветы кетаки. Описано множество прекрасных, ароматных цветов… 

Сакхи собирают цветы кадамба и делают очень длинные гирлянды. Такие гирлянды достают Кришне до лодыжек. Кришне очень нравятся такие длинные гирлянды. 

Итак, Кришна идет по лесу с длинной гирляндой из цветов кадамба. 

Обычно кокилы поют весной, во время васант-приту. Они всегда поют очень сладко. Когда они видят Радхарани и Кришну, они начинают петь, поскольку, слыша сладостный голос Шримати Радхарани, они испытывают желание подражать ему. 

Кукушки сладостно поют, павлины танцуют… Сакхи идут по лесу и видят множество прекрасных цветов, они собирают цветы, чтобы сделать украшения — браслеты, ожерелья, короны… Они берут жесткие листья баньяновых деревьев и делают из них основы корон. Затем они берут цветы кетаки (эти цветы растут пучком, много ароматных белых цветочков вместе), каждый цветочек в отдельности они пришивают к основе короны. Потом они предлагают эти короны Радхике и Шьяму. Пушпа-мукут. Затем они вплетают цветы кетаки в косу Шримати Радхарани.

Множество деревьев кадамба, каждое дерево имеет свою уникальную платформу. Ратна-веди. Платформы разных форм — круглые, квадратные, восьмиугольные — очень красивые. Кришна смотрит в сторону и видит прекрасные качели, свешиваюшиеся с дерева кадамба. То есть там два дерева кадамба, их ветви образовывают арку, на эту арку подвешены качели. Падма-хиндола. Качели держатся на красных шелковых веревках, в которые вплетены нитки жемчуга. Сакхи украсили качели цветами кетаки с обеих сторон.

Эти качели очень привлекательны, когда Кришна замечает именно эти качели, Он привлекается… падма-хиндола… поскольку их форма подобна цветку лотоса. Также качели украшены флажками. На качелях лежат шелковые подушки. 

Зная, что Радха и Кришна скоро придут, Вринда Деви посылает всех своих девушек, сакхи и манджари, собирать всевозможные цветы. Они выкладывают множество цветов на сидение качелей, и создают пушпа-асану. Там лепестки лотосов, роз… Эти качели очень удобные, так как у них есть спинка, а также подставка для ног. 

Кришна видит прекрасно украшенные качели, испытывает желание пойти туда с Радхарани и провести джулан-ятру. Радхарани же притворяется, что Она в этом не заинтересована. «Я не хочу… Но Ты иди… Столько сакхи вокруг — Лалита, Вишакха…» Но Кришна отвечает: «Пожалуйста, пошли на качели!» В этот момент подходят Вринда Деви и Кундалата, так что Радхика их не замечает. Они подкрадываются сзади, обхватывают втроем с Кришной Радхику и сажают Ее на качели. Вринда Деви думает: «О, вот прекрасная возможность послужить Им, еще до того, как Они начнут качаться.» Она отдает распоряжения девушкам, и те приносят множество тхали (блюд) полных свежими фруктами — различные ягоды, виноград, папайя, манго… Они предлагают фрукты Радхике и Шьяму. Радхика и Шьям сьедают несколько фруктов, потом сакхи, и начинается джулан-ятра. 

Как говорится в этом бхаджане, Лалита стоит спереди и Вишакха — позади качелей. Сакхи перед тем, как начать раскачивать качели, подготовились, заправив концы сари за пояс, что бы не мешали их служению Шри Радхе и Кришне. Итак, Лалита толкает качели спереди и Вишакха сзади.

Когда мы берем даршан джулан-ятры, мы должны помнить все это и медитировать на это. Это также вдохновение на повторение джапы, помнить о прекрасном фестивале джулан-ятре, так мы можем повысить нашу погруженность в бхаджан. 
С обоих сторон качелей стоят сакхи с тамбулом в руках. Когда Радха и Кришна пролетают на качелях мимо, Они протягивают руки, берут тамбул, кладут его в рот, и прекрасно Себя чувствуют.

Другие сакхи вокруг хлопают в ладоши, танцуют и поют джулан-бхаджаны. Есть пять джулан-бхаджанов, мы спели один из них. Конечно сакхи поют не на бенгали, а на бриджабасе. Но наши ачарьи оставили нам столько много прекрасных бхаджанов на бенгали. 

Затем Кришна дает сигнал. Кришна-крипа-катакша… Взглядом Он указывает Лалите и Вишакхе: «Быстрее… Быстрее!» Качели раскачиваются сильнее и сильнее, Кришна Сам помогает сакхи. Как можно было догадаться, Шримати Радхарани начинает бояться. Она кричит: «Шьям! Остановись!» Интересно, что во время этой игры все сакхи принимают сторону Кришны, поскольку они понимают, что в конечном счете Шримати Радхика будет удовлетворена. Сакхи хотят удовлетворить Радхарани, поэтому обычно они на Ее стороне. В этой лиле они принимают сторону Кришны. Кажется, будто они против Радхики. Радха повторяет: «Шьям, пожалуйста, остановись!» Сакхи отвечают: «ШьямА, держись крепче!» ШьямА — имя Радхарани. Как эхо… Радхика: «Шьям, остановись!» Сакхи хором: «ШьямА, держись!» Очень сладостный обмен. Потом сакхи говорят: «О, Рай, крепче держись за Своего Прана-валлабху, а то упадешь!» и раскачивают качели сильнее и сильнее. Качели взлетают так высоко, что цветы на дереве кадамба дотрагиваются до спины Рад
хики. Она вздрагивает от страха. Ну, знаете, как иногда бывает… ты на чем-то сосредоточен, погружен в мысли, и до тебя кто-то внезапно дотрагивается, тогда ты вздрагиваешь от испуга. Итак, качели взлетают высоко-высоко, они почти делают «солнышко». Когда ветви дерева дотронулись до Радхики, Она вздрогнула и упала прямо на Кришну. На дереве сидят кукушки и пчелы, все они поют: «Джая Радха Кришна, Джая Радха Кришна, Джая Радха Кришна!» Тогда сакхи замедляют ход качелей и постепенно останавливают. 

Через некоторое время они начинают качать снова. Замечательная вещь случается во второй раз. 

Грудь Кришны широка и прекрасна. Она настолько блестящая, что в ней все отражается. Радхарани анга-канти, что значит, что ее анга — части тела настолько лучезарны и сияющи. тапта-канчана… Качаясь на качелях, Они испытывают волнение и возбуждение. Поскольку все это очень волнительно… На небе тучи, раздается гром… На самом деле тучи таким интересным образом собираются над Радхой и Кришной… Кришна говорит: «О, посмотри! Тучи сгустились над нами, но только для того, что бы защитить Нас от солнца, они подобны огромному сапфирному зонту с золотой ручкой.» Поскольку в сезон дождей тучи темно-синего цвета и можно видеть сверкающие молнии. Когда сакхи начинают петь, то тучи начинают потихоньку грохотать. Этот грохот звучит как дундубхи. Дундубхи такой большой барабан с глубоким звуком. У сакхи нет музыкальных инструментов в это время, они поют акапелло и хлопают в ладоши, а тучи начинают аккомпанировать. 

Очень красивая картина… Радха и Шьям на качелях, сакхи вокруг танцуют… Полубогини, сваргадеви, полностью очарованы этой картиной. Они хотят как-то принять тоже участие. Как обычно, у сваргадеви безграничный запас лепестков цветов. Сваргадеви начали осыпать лес цветочными лепестками. 

Как поется в бхаджане… На лбах Радхи и Кришны появились капельки пота, подобные капелькам нектара. моти-биндху-амрит… жемчужные капельки нектара. Облака, увидев что Радха и Кришна устали, образовывают огромный зонт и начинают создавать мелкий мелкий дождь… капельки воды растворенные в воздухе… Когда качели качаются… об этом я забыл сказать.. Ветви деревьев склоняются друг к другу. Поскольку раскачиваясь качели создают дополнительное давление, то, что бы не переломится, ветви деревьев покачиваются вместе с ходом качелей. Когда ветви деревьев покачиваются, то все цветы и листья становятся веером для Радхи и Кришны, так дерево служит. Также что бы ветви не сломались, под каждой стоит и поддерживает тяжесть изумрудная колонна. Представьте, как там красиво! 

Еще одна деталь… Манджари думают: «Как мы можем служить Радхе и Кришне? Деревья служат, тучи служат, сваргадеви служат…» Тут одной манджари приходит идея, он оббегает вокруг качель, туда куда падают цветы и собирает в конец сари цветочную пыльцу. Она начинает кидать пыльцу вокруг… получается и холи и джулан вместе. Пыльца обычно желтого цвета, а также может быть оранжевая, бежевая, всего пять-шесть оттенков… Представьте себе, прекрасное темное лицо Кришны с капельками желтой пыльцы, такие точки на лице Кришны из цветочной пыльцы… Очень, очень красиво… Темные волосы Кришны с желтыми точечками пыльцы. 

Итак, в воздухе растворенные капельки воды, лепестки цветов, пыльца… Когда они смешиваются все вместе, образуется что-то очень особенное. Рупа Госвами описывает это в «Става-мале». 

man mAnasa madhukaram arpaya nija pada paNkaja makarande 
krsna deva bhavantam vande 
krsna deva bhavantam vande 

Итак, когда лепестки и вода смешиваются с цветочной пыльцой получается макаранде. Макаранде — особенный нектар, выделяющийся из цветка. Этот нектар сейчас в воздухе и покрывает Радху и Кришну. Макаранде… 

Это все было окружение… теперь возвращаемся к качелям… Радхарани — анга-канти.. У Кришны прекрасная, широкая грудь… Они взволнованы, качели взлетают… Радхарани смотрит на Кришну, на мгновение Она видит не Кришну, но Свое отражение в Нем. «О! Где Мой Шьям? Шьям котаи… Где Шьям?» Она видит только Свое отражение… И Она испытывает чудесный вид премы, према-ваичитья. Это вираха-према. В тот же момент Кришна смотрит на Радхарани и видит в Ней Свое отражение. «О! Куда пропала Радхарани!?» Хотя Они сидят вместе лицом к лицу на качелях. Они не сидят просто рядом боком, а лицом к лицу. На мгновение Они чувствуют острую разлуку друг с другом из-за премы-вайчитьи, хотя и Они вместе на одних качелях. Когда это происходит, Они чувствуют грусть и печаль… Они вздыхают… О Шьям! О Радхе! Они глубоко вздыхают, в этот момент Их естественное сияние тускнеет.. Сияние немного тускнеет и отражения исчезают. Тогда Кришна видит напротив Радху, а Радха видит напротив Кришну. 

Смысл в том, что мы хотим очистить ум. Одним из признаков ума является привязанность. Так или иначе, каким-то образом мы должны привязаться к Кришне. Привязаться к Его Имени, к Его форме, к Его играм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *