2: Киртан — Прославление Господа и Его Святых Имён.

Автор:  Дваракадиша Деви Даси (Дваракадиша Деви Даси постоянный сотрудник журнала «Бэк ту Годхед» Она со своей семьей живут в обществе Харе Кришна в Алачуа, Флорида).

Господь Кришна пришёл в этот мир как Шри Чайтанья Махапрабху, чтобы научить нас важной духовной практике.

В Шримад Бхагаватам (7.5.23-24), великий духовный авторитет, преданный Прахлада Махарадж, говорит: «Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание».

Итак, мы продолжаем наше обсуждение девяти видов бхакти-йоги, преданного служения Господу.

Одним словом можно располосовать сердце на кусочки. Слово может окрылить, а может и рассердить. Слова из песен о любви и диалоги ненависти. Одни способствуют любви, а другие лишь помеха для понимания. Подумайте о самых эмоционально-окрашенных моментах своей жизни, скорее всего вы услышите эхо однажды сказанных слов.

Дар речи настолько тесно вплетён в нашу жизнь, что мы едва ли осознаём его ценность. Но, тем не менее, это дар, и наше отношение к нему сильно влияет на нашу судьбу. Нам придется платить за грубые слова, непонятное молчание или ложный энтузиазм. Произносимые слова заставляют нас терять или обретать возможности. Вы можете объяснить, почему опоздали с выполнением домашнего задания? Как вы отвечаете на вопросы во время интервью при принятии на работу? Что вы говорите, когда ваш лучший друг рыдает у вас на руках? Вы можете рассказать, где вы были во время преступления? Вы можете ответить на вопросы своего ребёнка о смерти? Слова, которые вы находите, оказывают влияние на ваше направление  в жизни и на вашу личность в целом.  

А за пределами этой жизни… Слова могут быть инструментом не только для материальной деятельности, но и для духовного роста. Слова, написанные во имя прославления Господа составляют киртан, второй вид преданного служения (бхактийога). 

Первый вид — это слушание. Затем идёт — киртан. Они взаимосвязаны прямо и глубоко. Для правильного прославления Господа сначала нужно услышать о Нём из правильного источника. Такое преданное служение включает в себя руководство священных писаний, духовных учителей и других преданных Господа. Обогащенный таким слушанием от духовных авторитетов, преданный начинает киртан.

Киртан выражается во множестве форм, одна из которых — воспевание мантр.  У  кого-то при слове «воспевание» возникают образы бездумного повторения. Но, хотя, воспевание подразумевает повторение, это повторение не бездумное, а осознанное, с пониманием того, что произносимые слова священны и приятны Господу. Также следует быть внимательным и воспевать не для материального блага, а для предложения любви через слова.

Уединённое воспевание мантры называется джапа. Во время тихих часов джапы происходит достаточное очищение для правильного общения с Богом. В этот век ведические писания рекомендуют  воспевать маха-мантру: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Маха-мантра состоит из имён Господа и повторяя эти имена мы призываем Его присутствие. Этого понимания достаточно для внимательного повторения. Без сомнения полное сосредоточение на воспевании может быть сложным, но успех в духовной жизни зависит от усилий и аскез. В наш век воспевание Харе Кришна, без то и дело отвлекающегося и блуждающего ума, особая аскеза для нас. 

Другая форма киртана — совместное воспевание или санкиртана. Преданные собираются ежедневно в Храмах для санкиртаны для Божеств. Они поют и играют на музыкальных инструментах для удовольствия Господа. Санкиртана, то есть киртаны, в Храмах Харе Кришна проводятся ежедневно и расписаны по часам. Здесь всегда рады тем, кто приходит и принимает в них участие. Также преданные выходят с санкиртаной на улицы, позволяя людям обрести благо от слушания святых имён Господа. 

Помимо джапы (личного воспевания) и санкиртаны (совместного воспевания), существует третья форма киртана — обсуждение духовных тем. Например, можно читать слова священных писаний и духовных авторитетов. Каждый день преданные движения Харе Кришна собираются в Храме и читают Шримад Бхагаватам. Помимо этого им нравится собираться вместе и читать вслух из остальных книг Шрилы Прабхупады, таких как «Кришна — источник вечного наслаждения». Слушание описания удивительных детских шалостей Господа Кришны — идеальное сочетание слушания и повторения. 

Лучшее составляющее киртана — это чёткое понимание духа и послания игр Кришны и Его учения. Такое настроение приходит от изучения описаний оставленных для нас чистыми душами, передавшими это реализованное знание из первых рук.

Любая деятельность прославляющая Господа является киртаном. И наиболее важная деятельность — это распространение книг о Сознании Кришны. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, духовный учитель Шрилы Прабхупады, называл издание книг «большой мридангой». Играющую на санкиртане мридангу могут услышать на ограниченном расстоянии, а издание книг может распространить звук санкиртаны по всему миру. 

Совершенство посредством Киртана

Занимаясь любым из девяти видов преданного служения можно достичь цели жизни — чистой любви к Богу. Тысячи лет назад, в Индии, жил один преданный, Шри Шукадева Госвами, достигший совершенства жизни посредством киртана. Будучи сыном создателя Ведической литературы, Шрилы Вьясадевы, Шукадева слушал о деяниях Господа и преданном служении находясь во чреве своей матери. Это слушание спровоцировало такую жажду к духовному, что Шукадева не делал никаких  шагов к обыденной жизни. Сразу после рождения он ушёл в лес и счастливо погрузился в медитацию на Господа Кришну. Его выбрали наставником для великого Императора Махараджа Парикшита, когда сидя на берегах Ганги, он пожелал услышать об истинной цели жизни. Слова Шукадевы Госвами навечно запечатлены в Шримад Бхагаватам. Его чистое, немотивированное прославление Господа, киртан, стало средством достижения совершенства.  

Говорим то, что знаем

Вновь и вновь слушая о Кришне, мы естественным образом вдохновляемся рассказывать о Нём. Тут, следует быть внимательным и представлять Кришну и Его учения должным образом и отслеживать свои мотивы. Может быть мы просто хотим казаться всезнающими? Или надеемся подзаработать на этом? Или собираем аудиторию лишь для своего престижа? Любой подобный мотив загрязняет проповедь и уменьшает силу этой формы киртана очищать проповедника и аудиторию.

Правильное умонастроение

Важная составляющая любого из девяти видов бхакти-йоги — это смирение. Господь Чайтанья, пришедший в наш мир для проповеди воспевания святых имён говорил о смирении в связи с киртаном: «Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно». 

Непрерывное прославление Господа посредством разных форм киртана — тот самый идеал, к которому следует стремиться преданным. В Бхагавад Гите, Господь Кришна говорит, что великие души постоянно воспевают (киртаянто) Его славу.   Два мерила успешного киртана это: желание петь постоянно и благословение на совершение такого священного служения. Святой император Махарадж Притху раскрывает идеальное настроение в следующей молитве:

Мой дорогой Господь, если после освобождения я лишусь возможности слушать о Твоей славе, славе, воспеваемой чистыми преданными из глубины их сердец, восхваляющей Твои лотосные стопы, если я лишусь нектара трансцендентного блаженства, то я никогда не попрошу об освобождении или так называемой духовной независимости. Я всегда буду молиться Тебе о даре миллионов ушей и языков для непрерывного слушания и воспевания Твоей трансцендентной славы. 

Очищение сердца

Господь Чайтанья Махапрабху положил начало совместному воспеванию святых имён Господа, как способу духовного развития для этого века. Он красиво описал эту практику в Своей молитве, известной как Шикшаштака. Ниже приводятся два стиха из этой молитвы (третий стих процитирован в основной статье).

Слава шри-кришна-санкиртане, очищающей сердце от грязи, скопившейся в нем за долгие годы, и гасящей пожар обусловленного существования и повторяющихся рождений и смертей. Это движение санкиртаны несет величайшее благословение человечеству, ибо излучает сияние, подобное благодатному сиянию луны. Оно — душа всего трансцендентного знания. Оно углубляет океан трансцендентного блаженства и дает нам возможность насладиться нектаром, которого мы всегда жаждем. 

О мой Господь, одно Твое святое имя способно даровать благословение всем живым существам, а у Тебя сотни и миллионы таких имен, как Кришна и Говинда. В эти трансцендентные имена Ты вложил все свои трансцендентные энергии, и нет строгих правил повторения Твоих имен. О мой Господь, по доброте Своей Ты дал нам возможность легко приблизиться к Тебе, повторяя Твои святые имена, но я настолько неудачлив, что не чувствую влечения к ним. 

Десять оскорблений при воспевании Святого Имени

Воспевание Харе Кришна маха-мантры может разбудить спящую в нас любовь к Богу. Но, писания говорят, что для достижения желаемого результата воспевания, следует остерегаться совершения следующих оскорблений:

1. Критика преданных Господа.

2. Думать, что Бог и полубоги находятся на одном уровне или верить в существование многих Богов.

3. Пренебрежение наставлениями духовного учителя.

4. Неприятие авторитета священных писаний.

5. Искажение смысла святых имён Бога.

6. Совершение грехов в надежде на искупающую силу воспевания.

7. Проповедь святого имени Господа неверующим.

8. Сравнивание воспевания святого имени с материальным благочестием.

9. Невнимательное повторение святого имени.

10. Сохранение материальных привязанностей несмотря на воспевание святых имён.

Свидетельства из священных писаний о воспевании

Ниже, всего лишь, небольшая выборка из сотен, если не тысяч стихов из Ведической литературы, прославляющих воспевание святых имён Господа.

«Во всей Ведической литературе невозможно найти более возвышенный способ духовного возвышения, чем воспевание Харе Кришна». (Кали-сантара Упанишад)

«В это век вражды и лицемерия единственным способом духовного освобождения является повторение имени Господа. Нет другого пути. Нет другого пути. Нет другого пути. (Брихан-нарадия Пурана)

«Мой дорогой царь, хотя Кали-юга полна недостатков, есть одно благо и в этом веке — просто повторяя Харе Кришна маха-мантру можно обрести свободу от материального рабства и вернуться в духовное царство.» (Шримад Бхагаватам 12.3.51)

«Преданное служение, начинающееся с повторения святого имени Господа — самый важный религиозный принцип для живого существа в человеческом обществе.» (Шримад Бхагаватам 6.3.22)

«В век Кали, разумные люди собираются вместе для воспевания и поклонения (Господу Чайтанье), непрерывно поющему имена Кришны, воплощению Бога. Хотя Его тело не чёрного цвета, Он сам Кришна. Его сопровождают Его спутники, слуги, оружие и близкие друзья.» (Шримад Бхагаватам 11.5.32)

«По-настоящему продвинутые в знании люди могут оценить истинное достоинство века Кали. Такие просвещенные личности поклоняются Кали-юге, зная о том, что всё совершенство жизни можно с лёгкостью обрести участвуя в санкиртане.»  (Шримад Бхагаватам 11.5.36)

«Из девяти видов преданного служения, самым важным является постоянное воспевание святого имени Господа. Делая это без десяти оскорблений, можно с лёгкостью обрести самое ценное — любовь к богу.» (Шри Чайтанья Чаритамрита, Антья-лила, 4.71)

«Религиозная практика века Кали — распространение славы святого имени. Только ради того, чтобы прославить святое имя, Господь явился в облике Шри Чайтаньи — аватары желтого цвета.» (Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, 3.40)

«В век Кали воплощением Господа Кришны является святое имя Господа, маха-мантра Харе Кришна. Просто благодаря повторению святого имени, человек получает возможность непосредственно общаться с Господом. Любой, кто следует этим путем, несомненно, обретет освобождение». (Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, 17.22)

Журнал Back to Godhead, 1 января, 2000. Бхакти-йога и Сознание Кришны, 34 том, 1 часть.

Перевод с английского: Гаурасени Гопи д.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *