1: Слушание—Очищение Разума Посредством звука.

Автор:  Дваракадиша Деви Даси (Дваракадиша Деви Даси постоянный сотрудник журнала «Бэк ту Годхед» Она со своей семьей живут в обществе Харе Кришна в Алачуа, Флорида).

В Шримад Бхагаватам (7.5.23-24), великий авторитет- преданный Прахлада Махараджа говорит “Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание.” На этом мы начнем серию статей о девяти процессах Бхакти Йоги или преданного служения.  

Подслушивание маминых разговоров по телефону было моей любимой игрой в детстве.  Ее беседы о подозрениях к соседям связанные с ночными приключениями- добавляли желанного спектакля особенно в долго-тянущиеся летние дни.  Я тихо сидела клубочком в зале, еле дыша и надеялась что мама не заметит меня, ведь она была так  погружена в разговор.  Из моего потайного убежища я узнала о стольких разных болезнях, об отвратительных украшениях для дома и о пагубном сочетании алкоголя и офисных вечеринок.  Я слушала обширный анализ сюжетов мыльных опер.  Я услышала о части Римской католической доктрины которую полностью отвергли монашки. Если вкратце- то я вошла во взрослый мир посредством слушания.

Многое в жизни начинается таким образом- через звук.  Перед тем как научится языку мы его сначала слышим. Перед тем как построить небоскреб- обсуждаем планы. Через звук мы делимся и понимаем чувства. Мы продаем диетическую соду посредством тридцати- секундных звуковых реклам. Звуки которые мы слышим формируют наше мировозрение и понимание людей вокруг нас. Мы часто озабочены и поглощены мыслями о том, чего мы наслушались больше всего. Звуки, которым мы позволяем проникнуть в сознание, играют огромную роль в нашем опыте жизни. Звук так же играет значительную роль в формировании нашей духовной жизни.  Вспомните прекрасные гимны которые углубляли служение в церквях веками и помогали людям стать ближе к словам писаний. Вспомните мелодичный шепот молитв, читавшихся на четках в разных традициях. 

 Звук Мантр 

 Слушание духовных звуков-мощный метод очищения сознания и пробуждения любви к Господу.  

Один тип духовного звука-это мантры. Ведические писания рекомендуют повторение мантр для того чтобы возвысить сознание. Мантрой может быть одно единственное слово или фраза. Мантры так же бывают длинные. Утвержденные духовным авторитетом их повторяют с непоколебимым вниманием. Мантра дословно означает- освобождать ум. Предназначение мантр-очистить ум, концентрируясь на духовном звуке. 

Пятьсот  лет тому назад Господь Кришна снизошел на землю, как Шри Чаитанья Махапрабху чтобы распространять  воспевание маха-мантры («великой мантры») Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.  Шрила Прабхупада обьясняет, что махамантра-это зов, обращенный к Богу:- « Дорогой Господь, пожалуйста задействуй меня в Твоем служении.» 

Духовный звук настолько мощный что человеку даже не обязательно понимать его значение чтобы получить все благо от его слушания. Шрила Прабхупада говорит:-  «Когда человек связывает свои уши с трансцендентными вибрациями, то он быстро очищает свое сердце.» Слушать в процессе Бхакти Йоги настолько просто, что каждый сможет принять участие. «Даже ребенок может принять участие»,-  наблюдает Прабхупада.  «Даже собака может принять участие.»   

Не смотря на это-слушание это сложная задача для человека такого как я, с носящимся умом и короткой продолжительностью концентрации внимания.  Я жажду некоторых дополнительных божественных откровений. Я ожидаю присутствия Бога во впечатляющей форме. Я жду духовной зарплаты.  Хотя я знаю, что нужно проявлять терпение. Древние санскритские тексты объясняют, что наши  материальные желания препятствуют благам воспевания духовных звуков. И поэтому мы возможно не получим значимых результатов так сразу. Но когда мы очищаемся от материальных желаний- звуки имен Господа вызывают глубокую трансцендентную радость в сердце. 

Если я не испытываю этого экстаза, то могу понять, что мое сердце заполнено материальными загрязнениями. Материальные загрязнения-это то что мы любим больше чем служение Господу. К счастью, слушание духовного звука начинает очищение сердца. В начале духовное слушание может показаться обузой. Мы как больные желтухой, для которых сахар кажется горьким. По мере того как человек вылечивается, сладкий вкус возвращается. Таким же образом, по мере того как человек продолжает слушать, все накопленные загрязнения в сердце постепенно растворяются. В моем случае, очищение сердца является довольно сложной задачей.

Но я знаю что духовное слушание постепенно ослабляет узел материальных привязанностей и одновременно открывает поток любви к Верховному Господу.  Мы можем услышать звук в разных формах. Например мы можем слушать маха-мантру когда сидим в одиночестве и читаем на четках. Или можем ее слушать с другими, когда например поем киртан. Слова маха- мантры просты. Мы должны стараться слушать их внимательно и с уважением, так как это Имена Господа.  

Слушание Писаний

Трансцендентное слушание так же может принять образ чтения или слушания писаний таких как Бхагавад-Гита Как Она Есть, которая содержит слова Самого Кришны и возвышенный коментарий Шрилы Прабхупады.   

Я бы хотела привести пример о благе слушания Бхагавад-Гиты  из моей жизни. Много лет тому назад я была очень обрадована получить в подарок замечательное светло зеленое с лиловым сари. Это было лучшее сари которым я когда либо обладала.  Я очень осторожно постирала его и повесила снаружи на веревку сушиться. Тем временем я пошла в дом и стала изучать стих из Бхагавад – Гиты(18.54) «Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховного Брахмана и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне.» Я слышала этот стих много раз и в тот день просто пыталась заучить его наизусть. И тем не менее раздумывала над этой фразой «никогда не скорбит и ничего не желает.»  Пришло время забирать мое новое сари с веревки. Идя на улицу я задалась вопросом о своей свободе от скорби и желаний.  И в тот самый момент я увидела мое сари которое сдул ветер на забор за которым сидела собака. Собака схватила уголок сари и стала тянуть его через забор и играючи разорвала его в клочья. Мои глаза наполнились слезами. Мое новое сари! Но так же быстро мне вспомнился этот стих- никакой скорби, никаких желаний! И мне пришлось посмеяться над тем, как Кришна разоблачил мою привязанность к кусочку ткани. 

 Когда мы регулярно слушаем писания, у нас появляется много возможностей применить учения и углубить наши реализации. ( Моя история с сари хоть и может показаться тривиальной, на этом не заканчивается. Несколько лет спустя, мой друг вернулся из Индии и купил мне сари. И как это ни странно, оно было такого же цвета и дизайна, как то которое было уничтожено.) 

Совершенство в слушании, так же как и  все другие девять процессов бхакти йоги, в конце концов может привести нас к совершенству.  В Бхакти Расамрита Синдху Шрила Рупа Госвами-прямой последователь Господа Чайтаньи, упоминает девять людей, каждый из которых обрел совершенство через один из девяти методов Бхакти Йоги. В слушании обрел совершенство Махараджа Парикшит- могучий король древних времен. Махараджа Парикшита прокляли умереть в течении семи дней. Хотя он обладал бесконечным богатством и был очень силен, он все же выбрал прожить свои последнии дни, слушая о трансцендентном знании от Шукадевы Госвами.

Махараджа Парикшит отправился на берег Ганги. Почувствовав важность этого взаимообмена, множество мудрецов также пришли туда. По мере того, как Шукадева Госвами говорил, великий король махараджа Парикшит  смиренно слушал и смог полностью очиститься. Слушать духовный звук, даже не вдумываясь о чем он, все равно очень плодотворно. Слушание трансформируется в реализацию, когда мы задумываемся и начинаем вести себя в соответсвии с тем, что услышали. По мере того как мы пропитываем наше сознание  духовным звуком, мы восстанавливаем наше понимание самих себя в соотношении с окружающим миром, с людьми вокруг нас и с Богом. И это понимание защищает нас от боли природных бедствий, будь это порванные сари или разбитые сердца и помогает нам стать по настоящему ценными в жизнях других. 

Моя подруга рассказала мне историю о том как ее дочери использовали мудрость Бхагавад Гиты чтобы смягчить боль смерти питомца. Пока они закапывали животное, младшая девочка стояла и тихо рыдала. А старшая сестра повернулась к ней в унынии и процитировала Бхагавад Гиту( 2.30)  «Того кто пребывает в теле не возможно уничтожить.Поэтому ты не должен скорбеть ни об одном живом существе» Каждый, даже ребенок может услышать, осмыслить и обьяснить другим. 

1 Сентября, 1999 |  Бхакти Йога и Сознание Кришны, Дваракадиша Деви Даси, Том-33 Номер -05 

Перевод с анлийского: бхактин Радха