19 октября — день ухода Шрилы Нароттама Даса Тхакура

Нароттама Дас Тхакур прожил долгую жизнь. Когда все шесть Госвами покинули эту планету, когда его два самых сокровенных и дорогих друга — Шринивас Ачарья и Рамачандра Кавирадж – также покинули планету, Нароттама Дас Тхакур написал удивительную песню «Дже анило према дхана»:

«Где мне найти того, кто являет богатство према-бхакти и исполнен сострадания, – того, кто подобен Шри Ачарье Тхакуру (Шринивасу Ачарье)?

Где спасители падших душ? Где Сварупа Дамодар? Где Рупа Госвами и Санатана Госвами? Где найти Рагхунатха даса?

Где мои Рагхунатха Бхатта и Гопал Бхатта Госвами? Где теперь найти Шри Кришнадаса Кавираджа? Они ушли все сразу, чтобы быть вместе с Господом Гаурангой, великим танцором!

Чтобы оказаться вместе с ними, рядом с Господом Чайтаньей, я готов разбить свою голову о камень в муках разлуки!

Все они ушли в свои игры. Нароттам дас Тхакур восклицает: «Мне остается лишь оплакивать свою горькую участь, потому что я не в силах обрести их общество!»
— Дже Анило Према Дхана Коруна Прачура

Нароттама Дас Тхакур всегда оплакивал разлуку с вайшнавами, но в то же время всегда испытывал величайшую радость. Он написал много песен, исполненных глубокой преданности, о духовном учителе, о преданных, о преданном служении, шести Госвами, Гауранге и Нитьянанде и Радхе с Кришной. И хотя эти песни исполнялись под простые мелодии на языке бенгали, они были наполнены глубоким философским пониманием и преданностью. Шрила Прабхупада часто пел эти бхаджаны и говорил, что они неотличны от Ведических Шастр. Он также часто цитировал их в своих лекциях по Бхагаватам и беседах:

«Прабхупада: Дай мне воды (поет «Хари Хари бипхале»). Можете петь со мной?
Профессор: Кто написал это?
Прабхупада: Нароттама Дас Тхакур. Нароттама-даса кой, на тхелихо ранга пай, тома бине ке ачхе амара. Нароттама Даса Тхакур поет, «Хари Хари бипхале джанама гонаину»: «Мой дорогой Господь, моя жизнь прошла впустую. Бипхале, без какой-либо пользы. Потому что, получив человеческое рождение, я не поклонялся Радхе-Кришне. Манушья-джанама паийа, радха кришна на бхаджия. Поступая таким образом, я сознательно пил яд. Джания шунийа биша кхаину. А затем голокера према-дхана, хари-нама санкиртана. Эта санкиртана не материальна. Это экстатическая любовь Кришны на Голоке Вриндаване».
— Беседа с профессором санскрита Доктором Сунесоном, 5 сентября 1973 года.

В Кхетури-граме Нароттама Дас Тхакур устроил знаменитый фестиваль Кхетури Махотсава. Это был первый фестиваль Гаура Пурнимы в честь божественного дня явления Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Во время фестиваля были установлены шесть Божеств: Шри Гауранга Дева, Шри Валлабхи Канта, Шри Враджа Мохан, Шри Кришна, Шри Радха Канта и Шри Радха Рамана.

Самыми знаменитыми книгами Нароттамы Даса Тхакура являются «Прартхана» и «Према-бхакти-чандрика».

Наша цепь ученической преемственности основана на духе бхакти и ни на чем больше. Мы не смотрим на рождение. Нароттама Дас Тхакур был рожден в общине Каястх, в семье очень богатого землевладельца, но тем не менее считался из касты шудр. Несмотря на это у него было много тысяч учеников и многие из них были очень квалифицированными брахманами. Одними из них были Ганга Нараян Чакраварти, очень образованный ученый из семьи брахманов и Рамачандра Кавирадж, тоже очень высокого рождения и тоже очень известная личность. Но они оба, как и многие другие, стали послушными смиренными слугами, предавшимися Нароттаму Дасу Тхакуру. Поэтому мы тоже преклоняемся перед ним и признаем его одним из наших величайших наставников.

Уход Нароттамы Даса Тхакура был удивителен. Однажды Нароттам Дас попросил своих учеников отнести его в Гангу и поливать воду на его тело. Когда они начали это делать, они с удивлением увидели, что его кожа стала белой и стала растворятся в воде. Они смотрели, как их Гурудев становится все меньше и меньше, растворяясь в Ганге. Их сердца разрывались от боли, слезы текли из их глаз, но они не могли остановится и нарушить приказ их Гуру. Молоко и слезы смешивались и растворялись в Ганге, пока наконец Нароттам Дас Тхакур окончательно не исчез.

Ученики взяли это молоко с водой Ганги и слезами и поместили смесь в кувшин и отнесли его в место недалеко от Кхетури, где жил Нароттам Дас Тхакур и построили прекрасное самадхи. Это самадхи до сих пор находится там. Оно называется Дугдха самадхи, или самадхи из молока.

Нароттам имел такое сострадание, что обнял даже брахмана, который критиковал его за то, что он родился шудрой. В нашей сампрадайе он навсегда останется символом сострадания и образцом для подражания.

Вся слава Нароттаму Дас Тхакуру!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *