12 мая — день ухода Шри Рамананды Рая

До того, как Шри Чайтанья Махапрабху встретил Рамананду Рая, Сарвабхаума Бхаттачарья рассказал Господу, что в глубине познания науки мадхурья-расы Радха-Кришны никто не может сравниться с Раманандой Раем. Хотя в момент встречи Господь Чайтанья был ровно наполовину младше Рамананды, Господь сказал: «Мой дорогой Рамананда, мы с тобой безумцы и поэтому находимся на одном уровне». Рамананда Рай в миру был правителем Мадраса, но прежде всего он был поэтом, санскритологом, автором драм, прекрасно разбиравшимся в литературе, описывающей науку расы, а также в музыке, пении и танце.

В продолжение их десятидневной встречи в Видьянагаре, Господь Гауранга и Рамананда Рай обсуждали всевозможные аспекты сознания Кришны. По воле Махапрабху Рамананда последовательно отвечал на его вопросы. Впоследствии Гаудийа Вайшнава Ачарьи детально рассмотрели эту беседу и прокомментировали её (см. Шри Чайтанья-чаритамриту, Мадхья-лила, глава 8). Эта дискуссия Махапрабху и Рамананды известна как Рамананда-самвада. Иногда Рамананда-самваду называют «становым хребтом Гаудийя Вайшнавизма», поскольку она содержит своего рода квинтэссенцию всех меатфизических и теологических положений этой традиции.

Первым вопросом Господа Чайтаньи, на который Рамананда Рай дал ответ, был следующий вопрос:

«Как человек может достичь высшей цели жизни?»

Отвечая, Рамананда Рай начал с варнашрама-дхармы, а затем последовательно описал такие явления, как «кришна-кармапан», «карма-тьяга», джнана-мишра-бхакти, према-бхакти (дасья, сакхья, ватсалья, мадхура), Радха-бхакти и Радха-према. Он также описал Кришна-таттву, Радха-таттву, Радха-Кришна према-таттву и, наконец, према-виласа виварту. В рамках данной статьи не представляется возможным подробно представить каждую из вышеназванных категорий, однако можно сказать, что речь в той беседе шла о путях и средствах достижения человеком чистой любви к Богу и природе этой любви. Согласившись с заключениями Рамананды, Махапрабху задал ему вопрос о том, как можно достичь высшей цели жизни.

Рамананда отвечал:

«Не усвоив настроения гопи и не следуя по их стопам, невозможно войти в сокровенные игры Радхи-Кришны. Не существует иного пути достичь служения Радхе и Кришне в рощах наслаждения Вриндавана. Гопи лишены каких-либо желаний личного чувственного наслаждения. Их умы и тела существуют исключительно ради наслаждения Кришны. Если человек стремится познать вкус нектара гопи-бхавы (настроения спонтанной любви, присущего гопи), то он должен отказаться от мира и ритуалов ведической дхармы, чтобы совершать Кришна-бхаджан. Тот, кто поклоняется Шри Кришне на пути рагануга-бхакти, достигнет Враджендра-нанданы во Вриндаване. Однако, невозможно обрести блаженное общество Кришнчандры во Вриндаване, следуя видхи-маргу (пути служения в соответствии с правилами и запретами). Поэтому необходимо усвоить гопи бхаву и всегда — днём и ночью — помнить Радху и Кришну». (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 8.201−233).

Завершив свой рассказ, Рамананда Рай увидел нечто уникальное. Шри Чайтанья Махапрабху явил Себя ему как Шримати Радхарани и Шри Кришна. Увидев это, Рамананда лишился чувств и упал на землю, испытывая невыразимое трансцендентное блаженство.

В Джаганнатха Пури Шрила Сварупа Дамодара Госвами, другой великий Вайшнав, присоединился к Рамананде Раю, чтобы служить Шри Гауранге Махапрабху. Вместе они помогали Махапрабху переживать вкус экстаза любви мадхура-расы. В своей Гамбхира-лиле Шри Чайтанья всегда был погружён в настроение разлуки с Кришной, присущее Шримати Радхарани. Рамананда пел для Шри Гауранги песни своего собственного сочинения, а также декламировал поэмы Видьяпати и Чандидаса. По словам Кришна Даса Кавираджы, когда Шри Чайтанья Махапрабху испытывал нестерпимую боль разлуки с Кришной, только стихи и песни Рамананды и Сварупы Дамодара поддерживали в нём жизнь. Рамананда Рай был первым человеком в истории, открывшим людям глубокое разнообразие расы, которую Чайтанья Махапрабху переживал, не открывая окружающим. Он увидел Шри Чайтанью Махапрабху как объединение Расараджа и Махабхавы. Расараджа («Владыка расы») Шри Кришна и Махабхава Сварупини («Олицетворение величайшего чувства») Шри Радха теперь явились в одном прекрасном образе.

Рамананда Рай обучал храмовых танцовщиц Джаганнатха, дева-даси, искусству танцев. Он лично делал им массаж и наряжал. Однако, по словам Махапрабху, никто не мог сравниться с Раманандой в самоконтроле. Встретив Бхавананду Рая, отца Рамананды, Махапрабху заметил:

«Поистине, ты — Панду, а твои сыновья — Рамананда, Ванинатха, Каланидхи, Судханидхи — суть Пандавы».

Обладая качествами Арджуны (одного из Пандавов), Рамананда Рай вечно служит Шри Шри Радхе-Кришне в качестве гопи по имени Вишакха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *