СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ В РАСШИРЕНИИ ИСККОНА.

Прекращение братоубийственной войны. 

Равиндра Сварупа Прабху, 16 ноября 1984 года

Корень всех проблем, с которыми сейчас сталкивается ИСККОН, заключается в том, что мы, ученики Шрилы Прабхупады, еще не установили между собой должных Вайшнавских отношений. Пока Прабхупада был с нами, мы не получали удовольствия от таких отношений, и наш духовный учитель ясно сказал нам, что наш главный изъян — это наша склонность ссориться друг с другом. Но пока Прабхупада был среди нас, наша склочность не представляла собой непреодолимой проблемы. Прабхупада всегда был готов к мирному урегулированию конфликтов, поддерживать единство ИСККОНа, нашу веру, и энтузиазм. 

Однако после ухода Шрилы Прабхупады наша неспособность наладить чистые отношения стала угрожать жизни ИСККОН. Когда Прабхупада ушел, мы учредили гуру и положили начало новому комплексу отношений: между гуру и их духовными братьями, между гуру и учениками, между учениками и духовными братьями гуру, и все же мы провалились в выполнении необходимого условия для продолжения работы ИСККОН после ухода Прабхупады. Мы не сформировали сообщество, в котором вайшнавские отношения стали общепринятым стандартом. В результате новые позиции и отношения лишь подогревают ссоры и расширяют раскол, и общество в целом движется к распаду. Однажды, когда наши бои разразились кризисом, Шрила Прабхупада говорил о «братоубийственной войне». Но как до, так и после этого кризиса братоубийственная война была эндемическим состоянием ИСККОН, и эта бесконечная междоусобица продолжает приводить к кризису за кризисом. 

Общество преданных, в котором нормальные вайшнавские отношения еще не стали нормой, называется обществом каништха-адикари. Его отличительной чертой является склочность, проистекающая из зависти. Зависть — продукт ложного эго. Из-за ложного эго, члены общества не в состоянии установить духовную дружбу между собой. Вместо этого они соперничают друг с другом за престиж, власть и комфортые условия. Настойчиво желая чести и уважения других, склочный неофит претендует на звание более продвинутого, чем он есть на самом деле. Он пытается скрыть свои недостатки и неудачи, развивая при этом скрытный склад ума и не позволяя себе вступать в открытые и честные отношения со своими духовными братьями. Потому что он не может кому-то довериться, он продолжает отчуждаться от истинного братства. 

Он сбивается с пути преданного служения, но его товарищи не могут помочь ему. Он думает, что если он позволит кому-то себе проповедовать, то он неявно признает свою несостоятельность. Поэтому он перестает слушать и становится невосприимчивым к наставлениям или хорошим советам. Так как он имеет много тайных опасений о себе самом, он жаждет обнаружить недостатки в других, таким образом, он заверяет себя в своем превосходстве, несмотря на его многочисленные непризнанные слабости. 

Духовная незрелость часто приводит к тому, что каништха-адхикари отождествляют духовное развитие с продвижением по карьерной лестнице. Он полагает, что достижение престижа, власти и комфортных условий для занятия должности является свидетельством духовного прогресса. Не имея средств для истинных духовных достижений, он подменяет их карьерным продвижением, которое он может достичь с помощью своей хитрости или политического мастерства. Поэтому он интенсивно конкурирует с другими за высокие посты, и приходит к неявному убеждению, что человек достигает духовно возвышенного состояния, только одерживая победу над другими. Таким образом, материальная конкуренция узаконивается в обществе каништха-адикари.

По счастью, за этапом каништха следует этап мадхьямы. Каништха-адхикари продвигается на платформу мадхьямы с помощью садхана-бхакти. Усердное и внимательное следование Садхана-бхакти уничтожает ложное эго, и пока преданные неофиты придерживаются садханы, они могут быть уверены в возвышении до более высоких уровней. Нет других надежных средств развития, и поэтому постоянная халатность в садхане смертельна для прогресса в духовной жизни. Более того, когда преданные неофиты поднимаются на платформу мадхьямы, садхана абсолютно необходима, чтобы удержать их в этом положении. Если он дает слабину в садхане, он быстро возвращается в состояние неофита. Таким образом, необходимым условием для создания и поддержания общества мадхьяма адхикари является всеобщая глубокая приверженность садхане. 

Трагедия ИСККОНа на сегодняшний день заключается в том, что, хотя в обществе много продвинутых мадхьяма и даже уттама-адхикари, общество в целом все еще действует на платформе каништх. Несмотря на то, что многие из самых продвинутых преданных занимают самые высокие духовные и управленческие посты в ИСККОНе, их полное духовное могущество остается нераскрытым, их чистые желания проваливаются, а их лучшие духовные намерения затруднены. Хотя они знают и хотят как лучше, они постоянно, к своему ужасу, оказываются вовлеченными в очень незрелую модель отношений с другими. Это происходит на всех управленческих уровнях ИСККОН. 

Вкратце, мы лучше, чем мы есть. Эту аномальную ситуацию можно объяснить только наследием прошлого. Многие из доминирующих форм политического и социального взаимодействия (де-факто, не обязательно де-юре) были созданы и закреплены много лет назад. Как правило, эти привычки имеют тенденцию оставаться в течение длительного времени после того, как они послужили своей цели, и теперь они препятствуют, а не продвигают интересы ИСККОН. Мы одеты в одежду, которую давно переросли. 

Некоторые могут быть ошарашены отображением ИСККОНа как общества каништха-адхикари. Мы знаем, что ИСККОН был и остается проповедническим движением, а общество проповеди ipso facto является обществом мадхьяма-адхикари. Может быть, на этих основаниях мы слишком удобно пришли к выводу, что мы — мадхьяма-адхикари и с наглостью восприняли как должное, что мы уже, без особых усилий достигли продвинутого состояния сознания Кришны. Что более вероятно, это то, что огромная духовная сила одного, необычайно могущественного уттама-адхикари Шрилы Прабхупады была достаточной для того, чтобы общество каништха-адхикари функционировало на платформе мадхьямы. Поэтому мы добились определенных успехов в проповеди. Но были и провалы. Мы уже должны быть достаточно зрелыми, чтобы извлечь уроки из неудач. Наши усилия по распространению книг были одновременно самыми большими успехами и неудачами ИСККОН. Мы были успешны в том, что было распространено так много книг, но провал был в том, что они распространялись незрелым способом, оскорбляющим общественность что неизбежно привело к краху распространения. Хотя книги все еще распространяются сегодня, возвышенный синтез проповеди и сбора пожертвований, которому учил Прабхупада, считается недостижимым. Духовная цена для новых членов ИСККОН, которые не могут напрямую проповедовать, но должны участвовать в том, что они называют «угра-карма», губительна. Но мы не можем предложить им альтернативы. 

Прабхупада ясно объяснил нам, как мы должны распространять книги, проповедуя только их истинное содержание, будучи абсолютно правдивыми и не оскорбляя. В наставлениях о распространении книг он изложил способы проповеди присущие мадхьяма-адхикари. Но поскольку на этом уровне могла распространять всего лишь горстка преданных, мы распространяли книги хитрыми, прозаическими мирскими методами. Мы все не были на уровне мадхьямы. Тем не менее, это было величайшим достижением, что так много книг было распространено. Но поскольку мы так и не достигли зрелости, мы обескуражены, застопорившись в наших тщетных попытках проповедовать и распространять книги, как мы говорим, «чисто». Мы сможем распространять чисто, если в результате наших попыток достигнем стадии мадхьямы. Чтобы оживить нашу проповедь общественности, мы в первую очередь должны исправить отношения между собой. 

Преданный на платформе мадхьямы непоколебим в своих обетах поклонения Богу, так садхана постепенно разрушает его ложное эго. Потому что его ложное эго разрушается, он может вступить в подлинное духовное общение с другими преданными. Поскольку он очищается и одухотворяется благодаря этому общению, он становится стабильным и полностью удовлетворенным духовной жизнью. Образовавшаяся таким образом община становится основой для киртана, или совместного прославления Господа. В этой общине преданные становятся настолько радостными, что они, естественно, привлекают других присоединиться, и когда одухотворенные преданные видят невинных людей, влачащих мертвые жизни вне общества экстатической преданности, они чувствуют искреннее сострадание и проповедуют им из спонтанной полноты их сердец. Таким образом, сообщество преданных расширяется бесконечно. Действительно, никакая сила на земле не сможет остановить это. 

Многие опасаются, что нынешние потрясения в ИСККОНе — это его смертельные муки. В некотором смысле, они правы. Так или иначе «прежний ИСККОН», ИСККОН братоубийственной вражды, обречен на провал. Но если мы примем надлежащие меры, смертельные муки прежнего ИСККОНа окажутся порождением нового ИСККОНа, славного, лучезарного, динамично растущего движения проповеди, каким он был задуман. Если, работая вместе, каждый из нас приложит небольшое, искреннее усилие, мы увидим ослепительный взрыв духовной энергии. Затухающий огонь ИСККОНа разгорится заново, светящиеся угли вспыхнут ярким пламенем, и мириады медленно затухающей золы запылают. Давайте же так сделаем. 

Возрождение ИСККОН не может быть достигнуто ни легальными средствами, ни политическими маневрами. Если сторонников реформ обманут или заманят занять враждебную, антагонистическую позицию против ДжиБиСи или гуру, мы просто добавим еще одну битву в историю братоубийственной войны. Чтобы избежать этого, требуется интеллект, тактичность и сдержанность. Опасность исходит не только от нашей собственной незрелости, но и от администраторов в ИСККОН, оказавшихся в ловушке привычных ролей. Понятно, что те, кто был вынужден функционировать и управлять в условиях братоубийственной борьбы, кто так долго был под влиянием соблазна силовой игры в ИСККОН, по понятным причинам будут рассматривать нас в этих политических терминах, и они, естественно, будут относиться к нам сначала как к противоположной стороне, которую предстоит победить. До тех пор пока это заблуждение не будет исправлено, мы должны избегать заманивания нас на роль врага. Это само по себе стало бы нашим крахом, и после этого не будет иметь значения, кто «победит», потому что война в любом случае будет продолжаться. Скорее, мы должны вывести друг друга на более высокую ступень отношений через личное духовное обновление. Это является предварительным условием для любых других действительно восстановительных институциональных реформ в ИСККОН. 

Особым преимуществом этого революционного проекта по восстановлению ИСККОН является то, что не нужно ждать указаний ДжиБиСи. Он может быть инициирован в каждом храме немедленно. Он может быть начат одним преданным, а затем распространен по возрастающей на двоих, троих, и так далее снова и снова. Таким образом, может быть много центров реформ, и каждый из них будет расширяться до тех пор, пока не будет охвачен весь ИСККОН.

Любой преданный, кто хочет увидеть изменение ситуации, должен начать с себя. Предпосылкой для выхода на уровень мадхьямы является строгое следование регулирующим принципам преданного служения. Духовное общение не может процветать, если анартхи не будут безжалостно искореняться ежедневной практикой. Поэтому каждый преданный, желающий помочь в реформации ИСККОНа, должен сначала тщательно проанализировать свое духовное состояние и свою личную практику преданного служения. Если он небрежен в соблюдении регулирующих принципов и дает слабину в садхане, он должен немедленно начать исправляться. Это подразумевает посещение полной утренней программы со всем вниманием, с особой концентрацией на внимательной, избегающей оскорблений джапе. Этими усилиями преданный может быстро убрать все приспособления для чувственного наслаждения, и предпринять целенаправленный демонтаж своего ложного эго. Преданный реформистской партии должен признать, что двумя главными препятствиями для вайшнавского общения являются чувственные наслаждения и ложное эго. Они смертельные враги ИСККОНа, и он должен решиться победить их. 

Предприняв все необходимые индивидуальные исправительные меры, преданный реформатор должен внести коррективы в свои отношения с другими. Большинство преданных обнаружат, что они удовлетворены лишь немногими из их отношений, если таковые вообще существуют. Преданный, скорее всего увидит, что у него почти нет близких друзей, и что он не доверяет и не может довериться большинству своих товарищей. Он осознает, что многие его товарищи пошли на уступки, иногда весьма обширные, для получения чувственных наслаждений. Зачастую, он принимал участие во многих встречах, на которых тщательно обсуждались недостатки и слабости тех, кто на них не присутствовал. Однако сложившиеся модели взаимоотношений таковы, что, хотя каждый может свободно говорить о них, никто не имеет права говорить с ними. В этой ситуации преданные оказываются в беспомощном положении, наблюдая, как один из их соратников все глубже погружается в майю, пока он, наконец, не уйдет из движения; никто не приходит ему на помощь. По мере того, как неудачливый преданный падает, критика в его адрес усиливается, но никто ему не помогает. Также преданные не могут эффективно работать вместе, потому что у них нет способа разобраться с неизбежными разногласиями, которые возникают в работе любого коллектива. Когда один преданный совершает проступок против другого, обиженная сторона либо отвечает в гневе, либо отступает в раненую тишину (но громко жалуется другим). Он не знает, как подойти к другому преданному и открыто разобраться в их разногласиях. Он не может раскрыться без того, чтобы не обидеть другого. 

Со временем, в этих условиях накапливается огромная туча обид, и атмосфера наполняется мрачными течениями враждебности и недоверия, которые разряжаются периодическими вспышками гнева. В этой непримиримой обстановке отношения между преданными становятся все более обременительными, а материалистичные люди начинают казаться относительно милыми. Преданные оказываются в глубокой изоляции друг от друга, каждый из них восседает на престоле в хорошо укрепленной башне ложного эго. Они учатся ладить, избегая друг друга. Таковы некоторые территориальные условия, которые возникают в братоубийственной среде. 

Реформатор в этих условиях может начать перестраивать свои отношения со своими духовными братьями поодиночке. Собравшись вместе с одним или несколькими его ближайшими товарищами, он может создать исправительную группу. Члены такой группы должны встретиться для изучения проблемы отношений между преданными в ИСККОН во всех ее проявлениях. (Это эссе может быть использовано в качестве отправной точки для такой дискуссии.) Затем члены реформистской группы могут объединиться в общем стремлении к достижению платформы мадхьямы в своих отношениях и вместе принять обет садханы и взаимопомощи. Они должны стремиться быть как можно более открытыми в своих отношениях и говорить друг с другом, а не друг о друге. Каждый преданный должен быть решителен в желании исправится и открыт к наставлениям со стороны других, и он должен рассказать другим о своей решимости. И все преданные должны обещать свою взаимную помощь и поддержку в стремлении следовать садхане, чтобы освободиться от ложного эго и тем самым все глубже и глубже влиться в духовное братство.

В Храме Филадельфии, мы начали реформировать наши отношения таким образом, и принципы, и практические действия, обсуждаемые в этом документе, появились в результате наших обсуждений и опыта. Когда преданные реформаторы наберутся практических знаний, они получат более глубокое понимание процесса; поскольку эта реформа проводится в различных храмах и при различных обстоятельствах, мы быстро соберем большой массив практической мудрости с помощью объединенного опыта. 

Некоторые отношения будет довольно легко восстановить, но будут и другие, с которыми будет намного сложнее. Если между преданными существует долгая история вражды, может возникнуть необходимость обсудить прошлые обиды, и это может быть болезненно. Будут и другие преданные, которые будут настолько ранены, что станут душевно больными, или отшельниками, и они будут крайне неохотно открывать себя для отношений. Другие же преданные могут не желать отказываться от какой-либо формы удовлетворения чувств, и поэтому они не захотят вступать в откровенные и честные отношения. Реформаторы должны научиться обращаться с этими проблемными преданными с большим тактом и деликатностью. Возможно, лучше всего начать реформу сложных отношений не с помощью конфиденциального обмена мнениями, а с помощью других процессов, рекомендованных Шрилой Рупа Госвами. Можно пригласить кого-то на прасадам, сделать подарок, оказать служение или услугу. Прежде всего, понятие честности и открытости не должно извращаться, в угоду ложному эго и служить оправданием для оскорбления. Тогда реформа станет еще одной формой мошенничества. 

Кроме того, следует остерегаться чтобы не опуститься на ментальную платформу, проповедовать или обсуждать идеи об изменении отношений с преданным без реального изменения ваших отношений с ним (если это необходимо). Если просто развлекаться этой идеей на платформе ума, она быстро начнет казаться пустой и неосуществимой. 

За основополагающими советами по переходу ИСККОНа на платформу мадхьямы, необходимо обратиться к внимательному изучению Шри Упадешамриты и применять на практике эти вечные наставления. Также будут полезны работы Шрилы Сатсварупы даса Госвами «Поведение вайшнава» и «Двадцать шесть качеств преданного». 

Эта реформа должна проводиться на всех уровнях ИСККОН. Если мы начнем эти реформы сейчас и будем неуклонно расширять круг скорректированных отношений, то можно надеяться, что к Маяпуру эти усилия принесут плоды и весь ИСККОН объединится в неуклонное, неудержимое проповедническое движение. Сейчас это всего лишь свободное объединение независимых организаций, каждая из которых управляется одним верховным ачарией. Некоторые матхи равнодушны друг к другу, другие более дружелюбны, третьи враждебны, в зависимости от отношений между разными ачариями. Но никто совместно не проповедует. Как же душераздирающе видеть, как ИСККОН с каждым годом становится все ближе и ближе к подобному состоянию! 

До сих пор история современного возрождения движения Господа Чайтаньи была в значительной степени историей «постороннего». Когда в девятнадцатом веке «устоявшиеся» институты Гаудии утратили духовную силу из-за материального приспособленчества, следующий шаг вперед был сделан «пограничным» вайраги  Бхактивинод-Такуром. И когда авторитетные лидеры Гаудийя-матха потеряли из виду видение и приказ Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, они остались в стороне, когда «посторонний» Шрила Прабхупада унаследовал духовную силу для следующего великого шага.

Однако нет необходимости в продолжении этой традиции, и предпочтительно, чтобы лидеры ИСККОН объединились в этом стремлении к реформе и духовному обновлению. Для тех, кто этого не сделает, вердикт истории вполне ясен: движение Господа Чайтаньи не будет их ждать, и история пройдет мимо них. 

Поэтому давайте вместе решим сделать следующий шаг вперед, сделав то, что еще не было сделано в анналах вайшнавизма. Давайте на самом деле воплотим в жизнь великое общество проповеди мадхьямы, задуманное Бхактивинодом Такуром. Давайте сделаем реформированный ИСККОН благодарственным предложением Шри Чайтанье Махапрабху к 500-летию со дня Его явления. 

Молясь о милосердии у стоп всех Вайшнавов, я с уважением представляю этот документ для их мудрых размышлений и взвешенного суждения.