Заветная мечта Шрилы Прабхупады

Интервью из журнала «Back to Godhead» Том 33 Номер 06, 1 ноября 1999

Амбариша Даса (Альфред Форд) — правнук Генри Форда, был инициирован Шрилой Прабхупадой в 1973 году.


Бэк ту Годхед (БТГ): Как вы связаны с Проектом Майяпур?


Амбариша Даса( А.Д.): Меня попросили стать почетным председателем кампании по сбору средств и я рад помочь ей тем, чем смогу.


БТГ: Как проект Маяпур вписывается в вашу жизнь?


А.Д .: Маяпур — одна из главных задач на всю мою оставшуюся жизнь. Шрила Прабхупада попросил меня исполнить всего несколько проектов и среди них я считаю проект Маяпур самым сложным. Этот приказ вдохновляет меня и ИСККОН продолжать расти. Я с нетерпением жду этого.


БТГ.: Что Шрила Прабхупада сказал вам о Маяпуре?


А.Д .: Шрила Прабхупада много раз говорил со мной о Маяпуре. В Детройте в 1976 году он попросил меня помочь финансировать проект- не только собирать пожертвования, но и задействовать в этом других людей.


БТГ.: Привлечение средств может быть сложным. Почему вам не терпится собрать средства для Маяпура?


А.Д.: Я надеюсь, что мы соберем много денег на Западе от совершенно новой группы людей. Я думаю, что люди богатые, влиятельные ждут такого проекта. Люди на Западе духовно голодны. После многих лет процветания они понимают, что их уровень счастья в действительности не улучшился. Люди ищут что-то новое, другое. Они материально истощены.Из опыта, полученного на протяжении всей моей жизни, я понял, что множество материальных возможностей не приносят счастья. Разумные люди это понимают. Конечно, есть тенденция приуменьшать значение духовных ценностей, но некоторые классы общества остаются духовно голодными.


БТГ.: Что вы подразумеваете под приуменьшением духовных ценностей?


А.Д.: Есть общая тенденция пренебрегать духовными и этическими ценностями. СМИ называют это «снижение представлений об отклонениях от нормы». То, что произошло в Белом доме в последнее время, является примером. Кали-юга прогрессирует, но это очень ценное знание-сознание Кришны легко доступно. ИСККОН был ограничен очень небольшим количеством людей, но теперь мир стал намного более взаимосвязанным. Таким образом, мы можем произвести большое впечатление на мир, даже из Маяпура. Материалисты всегда будут, но тем, кто испытывает духовную и эмоциональную боль, мы должны быть в состоянии помочь.


БТГ.: Не будут ли состоятельные и влиятельные люди с Запада рассматривать проект Майяпур как сектантскую организацию? А.Д .: Мы должны объяснять, что сознание Кришны — это духовная наука, которая привлекает всех. Благодаря нашему разнообразному международному обществу, мы можем продемонстрировать это. Мы принимаем всех. Преданные готовы общаться с другими религиозными организациями. Шрила Прабхупада научил нас этому. Даже при том, что мы считаем, что у нас есть абсолютная истина, мы не отрицаем всех остальных. Мы видим, что другие религиозные искатели находятся на конструктивном пути. Мы поощряем их.


БТГ.: Как проект «Майяпур» продемонстрирует этот широкий духовный взгляд?


А.Д .: С наукой, величием и рабочей силой. На Западе люди иногда разочаровывались в храмах ИСККОН, потому что им не хватало рабочей силы и они были не очень организованы. Но в Маяпуре у нас много молодых и энергичных преданных. Это имеет большое значение.


БТГ.: Что еще отличает Маяпур от других?


А.Д .: Это место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху, который показал, что вайшнавизм- это для всех. Также Шрила Прабхупада был великим мировым посланцем вайшнавизма и он вложил в Маяпур много времени и сил. У него было много надежд и видений Маяпура.


БТГ.: За свои 25 с лишним лет в сознании Кришны вы видели, что в ИСККОН было много взлетов и падений. Что делает вас уверенным в проекте Маяпур?


А.Д .: Я склонен смотреть в будущее, чтобы увидеть, что мы можем сделать сейчас, чтобы сделать будущее лучше. Возможно, мы потерпели неудачу в некоторых отношениях, но мы не должны сдаваться. Если мы сможем сделать Маяпур центром, который будет привлекать людей со всего мира, чтобы они приехали и узнали о сознании Кришны, это станет одним из самых важных мест на планете. Маяпур может привлечь людей со всего мира. Это может быть окно в духовный мир или выход из материального мира, как интернет-портал в Царство Божье. Кришна не делает все настолько простым, что оно обесценивается. Все, что стоит иметь, стоит того, чтобы за это бороться. Настоящая духовная жизнь не дается легко.


БТГ.: Кажется, вы чувствуете что этот проект очень срочен. Почему?


А.Д .: Я вижу, что Кали-юга прогрессирует, играя в азартные игры, аборты и всевозможные безнравственности на лихорадочном поле. Маяпур — дамба против этого потока греховной деятельности. Если мы достигнем целей Шрилы Прабхупады, Маяпур станет центром духовного образования, непохожим ни на какой другой на Земле. Прибытие в Маяпур будет жизненно важным опытом. Посетитель может понять, что он или она не является телом. Преданные смогут прийти и укрепиться.


БТГ.: Обеспокоены ли вы тем, что Маяпур может стать коммерческим и потерять свою духовную ценность?


А.Д.: Он никогда не станет таким же как Диснейленд. Храм будет туристическим направлением, потому что когда вы делаете что-то большое, это привлекает внимание. Шрила Прабхупада хотел, чтобы этот храм привлекал людей и эта работа будет продолжаться в течение многих поколений. Но помимо храма, проект Майапур может стать известным благодаря всему вайшнавскому художественному образованию, сельскому хозяйству, вегетарианству, культурной деятельности — всему, чем славятся преданные Харе Кришна. Я думаю что градостроители хорошо справляются с задачей доведения до баланса всех аспектов общества, включая образование, торговлю и культуру.


БТГ.: Храм Майяпура, Храм Ведического Планетария, воплощает в себе одну из самых противоречивых частей Шримад-Бхагаватам, когда он прямо в центре всего. Зачем?


А.Д .: Шрила Прабхупада всегда интересовался разгромом ученых. Он видел материалистическую науку как злую силу, промывающую мозги людям об имперсонализме и атеизме. Таким образом, он видел ученых-материалистов как силу, которую нужно победить и он смело бросил вызов их общепринятому мнению. Шрила Прабхупада рассматривал Храм Ведического Планетария как вызов безбожной теории «большого взрыва», эволюции и всех других материалистических научных предпосылок, которые многие принимают без вопросов. Другими словами, Шрила Прабхупада рассматривал Маяпур не сектантски, а как теистический образовательный проект для людей в целом.


БТГ.: Каким бы вы хотели видеть Маяпур?


А.Д .: Я хотел бы, чтобы Маяпур был как Ватикан для католиков. Чтоб это было местом, куда люди приходят за духовным опытом, не только смотря на великолепные строения, но и слушая философию в хорошем общении. Я хочу, чтобы Маяпур стал более доступным местом, чтобы жители Запада могли комфортно жить здесь. Возможно, будет аэропорт и порт для лодок из Калькутты. В общем, я бы хотел, чтобы Маяпур стал всемирно известным святым местом. Люди будут приходить сюда за духовным знанием и для того чтобы очистится в Ганге. Они будут расти духовно и рассказывать другим.


БТГ.: Создание такого проекта — это задача не из простых.


А.Д .: Я так счастлив, что Шрила Прабхупада дал нам эту задачу. Какой была бы наша жизнь без нее? Очень легко погрузиться в себя и думать только о своей реализации и своей семье. Проект «Майяпур» ставит перед нами задачу сделать что-то для мира, чтобы быть сострадательными. Он выводит нас из наших домов и наших собственных храмов, чтобы передать послание Шрилы Прабхупады миру. Для меня Маяпур — это не просто кирпичи и строительный раствор. Это моя проповедь и проповеднический проект, который продлится тысячи лет. Строительство Маяпура не будет легкой задачей, даже если у нас есть деньги. Это не материальное усилие. Это произойдет только по милости гуру и Кришны.

БТГ.: Как можно получить эту милость?

А.Д.: Вы правильно меня поняли! Эта милость должна навалиться на вас. Если у вас есть желание помочь, каким-то образом Шрила Прабхупада задействует вас. Я часто вспоминаю, что Шрила Прабхупада говорил, что мы сделаем его счастливым, сотрудничая друг с другом. Если мы, его последователи, не будем сотрудничать как общество, строительство Маяпура займет очень много времени. Если мы научимся сотрудничать, мы сможем увидеть воплощение этого проекта в нашей жизни.


БТГ.: Что делает его сложным? Масштаб здания?


А.Д..: Нет. Это масштаб на организационном уровне. Это самый большой проект, который когда-либо брали на себя последователи Шрилы Прабхупады. И поскольку он заключается в духовных усилиях, майя будет пытаться помешать этому на каждом шагу. Вот мы и тут, спустя более двадцати лет после ухода Прабхупады и у нас было много отклонений. Я думаю, что последователи Шрилы Прабхупады были искренни в своих усилиях, но было много неизбежных ошибок, и это способствовало вопросам о способности и доверии.

БТГ.: На данный момент как вы относитесь к проекту?


А.Д.: Я хотел бы, чтобы было доступно больше информации. Между местом моего расположения и Индией такое огромное расстояние. Я планирую проводить больше времени там в будущем. Но в целом я доверяю Абхираме [директору проекта]. Ранее он занимался крупномасштабными проектами, поэтому он достаточно квалифицирован, чтобы выполнять большую часть этой работы. И я думаю, что как общество, ИСККОН готов. Нам нужен такой проект, чтобы объединить нас. Но мы можем столкнуться с большим количеством проблем.


БТГ.: Каких проблем?


А.Д .: Мы можем стать нашими собственными худшими врагами. Расщепление является примером, который часто встречается после исчезновения религиозного основателя. Дела могут усугубится.


БТГ.: Может ли Маяпур объединить нас?


А.Д .: Он должен. Мы не становимся моложе, и никто из нас не хочет закончить жизнь, по крайней мере, не начав исполнения приказа Шрилы Прабхупады построить Майяпур. Мы должны обдумать наши различия, и если мы это сделаем, мы поймем, что они не так велики.


БТГ.: Вы видели примеры этого единства?


А.Д .: Только в киртане, на фестивалях. Но то же самое может случиться и с проектом Маяпур.


БТГ. : Что дает Маяпуру такую универсальность?


А.Д .: Маяпур — заветная мечта Шрилы Прабхупады. Ачарьи предвидили проект Майяпур. Господь Нитьянанда предсказал его. Маяпур является центром нашего наследия, как Рим или Мекка. Маяпур должен быть важен для всех, кто повторяет Харе Кришна.


БТГ.: Хорошо ли используют деньги собранные для Маяпура?


А.Д.: Конечно хорошо. В Америке такое же количество денег не пошло бы так далеко.


БТГ.: Видите ли вы, что храм будет строится очень долго?

А.Д.: Ну, это долгосрочный проект. Вы должны смотреть на него таким образом. В то же самое время, начав строительство, вы не сможете остановиться; Вы должны поддерживать инерцию. Мы не можем сделать это в приступах. В противном случае мы будем бороться за то, чтобы построить храм на протяжении десятилетий и веков, как Вашингтонский собор или Вашингтонский памятник. Мы ограничены нашими короткими жизнями. Если мы это осознаем, все изменится. Мы построим этот храм в короткие сроки, как пожелал Прабхупада.


БТГ.: В дополнение к храму, руководители проекта Маяпур работают над социальными проектами для окружающего региона. Как вы к этому относитесь?


А.Д.: Мне нравится тот факт, что преданные продумывают экологические и другие нерелигиозные аспекты Маяпура . Это дает людям возможность вкладывать деньги в пользу очень бедных людей. Одной из тенденций нового тысячелетия будет возрастающий контраст между богатыми и бедными. Пропасть растет с каждым годом, поэтому люди хотят вкладывать свои деньги туда, где живут самые бедные люди.


БТГ.: Разве это не похоже на мирскую работу благотворительности которую Шрила Прабхупада критиковал?


А.Д.: В этом нет ничего обыденного. Маяпур — это не просто часть света. Там появился Шри Чайтанья Махапрабху, и Шрила Прабхупада проповедовал там. Итак, помогая людям в Майяпуре, Господь находится в центре. Если в центре сто то другое то и сознание соответсвующее. Это наше послание: продолжайте свою деятельность, но ставьте Кришну в центр.


Перевод с английского бхактин Радха